(фр. mentalite склад ума, мироощущение) единая, синкретическая форма осознания социально-политической системы, которая формируется в результате осмысления политического опыта индивидуальным и коллективным политическим сознанием и выражает актуальные для данного политического коллектива
ценности. Ментальное осознание, в отличие от рационального, не имеет четко выраженных границ; способ его формирования, зачастую, погружен в
бессознательное. Создателем его можно считать
народ, представление которого осуществляется анонимно в мифологическом сознании, и элиту, осмысливающую политический опыт в форме идеалов, символов, ценностей, стереотипов, и других феноменов политического сознания.
Актуальное ментальное
сознание возвращается в "народ", приобретая догматическую укорененность. Политический
менталитет всегда прост и доступен для понимания, если он вырастает на фундаменте естественной культуры. Он погружен в
традиции, естествен для понимания, постоянно реализуется в политической практике. Ментальное сознание складывается начиная с рождения человека и формируется всю жизнь. Воспитание, образование, политическая и общественная
социализация, политические
культура и
участие, электоральное
поведение, политическая элитаризация все эти моменты воздействуют на формирование политического менталитета. Входят в менталитет и заимствования из иных политических культур.
Подобные заимствования по-разному модифицируют господствующую ментальность. В этом отношении можно говорить о дифференциации ментальности, которая в своей реальности воспроизводит структуру политической культуры. Элитные субкультуры могут иметь ментальность, далекую от материковой. В этом случае политическая ментальность будет основана на заимствованиях.
Превращенная ментальность свойственна и для политических маргиналов, ее особенность может быть самой удивительной, воспроизводя социокультурную феноменологию той или иной маргинальности. В обществе, где осуществляется политическое и социальное конструирование, в особенности в эпоху кризисного воспроизводства, менталитет неустойчив, носит внешний характер, дезориентирует людей.
Старые привычные ценности разрушаются, новые ценности находятся либо в стадии становления, либо иллюзорны. Состояние российского менталитета к концу XX в. можно считать трагичным, парадоксальным и кризисным. За семьдесят лет Советской власти возникла новая ментальность, затем она была разрушена. Новые ценности являются предметом спекуляции.
Народ дезориентирован. Ясность внесет реальная жизнь. .