революционная народническая организация (18791882). Ее основателями и руководителями стали А. И. Желябов, А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская и др. Организация объединяла до 250 кружков (студенческих, гимназических, рабочих), действовавших в 50 город имела 10 подпольных типографий России и одну за границей, издавала газеты "Народная воля", "Листок родной воли", "Календарь "
Народ воли", "Рабочую газету". Овладение государственной властью в понимании народовольцев главное решающее условие социальной революции. В этом смысле народовольные говорили о "всепоглощающем значении" государства. "Переворот государственный это наше "быть или быть". Если он будет, то
революция сразу приобретает правильное течение. Если его не будет, то революционное движение может заблудиться, извратиться и утратить большую часть своей полезности". Для народовольцев циализм не гибель государственности, каким он представлялся большинству народников 70-х гг., а ее расцвет именно при социализме возможно создание идеального народного государства. Устройства с его принципами самоуправления, автономии, зачатков федерализма. На эти принципы революционеры смотрели как на готовый материал для построения будущего государственного строя. Будущее государственное устройство намечено "Н.в." в самых общих чертах. Оно мыслилось как
федерация общинных союзов.
В мыслях об устройстве социалистического государства народовольцы исходили из своих утопических представлений об общинном строе русского крестьянства как идеале человеческого общежития. В на -родных идеалах общинного устройства, в "политической способности" народных масс народовольцы видели "блестящую будущность" демократии, развитие всей русской истории в совершен -но новом направлении, "в духе народного общиннофедеративного миросозерцания".
Отсюда их стремление "восстановить в их первобытной чистоте старые традиционные основы народной жизни", "обеспечить народу развитие его идеалов, его форм общежития". Особую близость чувствовали народовольцы к Е.Дюрингу с его "теорией насилия" как решающего фактора образования новых общественно-экономических форм, с его трактовкой главенствующего значения политических форм общественной жизни.
При этом народовольцы оговаривали преходящую обусловленность террора как средства борьбы. Они заявляли: "
Деспотизм личности и деспотизм партии одинаково предосудительны, и
насилие имеет оправдание только тогда, когда оно направляется против насилия". .