Политический словарь - тихомиров лев александрович (1852-1923)
Тихомиров лев александрович (1852-1923)
П. Федотов). В своей теории монархической государственности Т. творчески развил идеи славянофилов, М. Н. Каткова, К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева и др. Анализируя три типологически самостоятельные формы власти демократию, аристократию и монархию, Т. приходит к выводу об исторической спективности именно монархии. Отличая истинную монархию (самодержавие) от деспотии (господства слепой силы) и абсолютизма (господства бюрократии), Т.
связывает ее с верховенством нравственного идеала. Самая возможность такого верховенства осуществима, по его мнению, при тесном и свободном союзе государства с церковью, сословном строе и институте законосовещательного народного представительства. Т. полагал, что политическая сущность бытия русского народа состоит в том, что он создал свою особую концепцию, государственности, которую и ставит превыше всего.
Господствующим в ней является не юридическое, а этическое начало. Монархическая идея для русских и есть тот нравственный идеал, который с начала исторического бытия нации составлял основу ее существования и природы. Т. видит в самодержавии итог национального творчества русского народа, который в более чистой и полной форме сравнительно с Византией, воплотив идею монархического государства верховной власти религиозно-нравственного идеала.По своей природе, полагает Т., русские люди могут быть либо монархистами, либо анархистами: демократические формы западного образца никогда были близки национальному знанию. Монархическая идея для русских есть тот нравственный идеал, который с начала исторического существования нации составил основу ее природы. В моменты возобновляющего кризиса перед верховной властью встает задача "помочь нации воплотить в себя ее силы для решения вопроса в том, какие основы положить в организацию выучившейся и свободной сии для того, чтобы в ее строе был осуществлен ее исторический государственный идеал".
По мнению Т., только монархическая идея и монархическая (единоличная) власть могут спасти русскую культуру. Ее сила и преимущество в этическом принципе, поднимающем власть над борьбой классов, партий и народностей. Творчество Т. попытка синтезировать концепцию самодержавного монархизма с религиозно-нравственными славянофильскими идеями соборного общества. Основные работы: "Единоличная власть как принцип государственного строения" (1897), "Монархическая государственность" (1905), "К реформе обновленной России" (1912), " Государство, свобода и христианство" (1912), .