Поиск в словарях
Искать во всех

Политология словарь - данилевский николай

Данилевский николай

Данилевский, НиколайЯковлевич

(1822-1885)

русский публицист и социолог, идеолог панславизма. В сочинении «Россия и Европа» (1869) выдвинул теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам; качественно новым считал «славянский» тип. Эта теория стала предтечей концепции локальных цивилизаций О.Шпенглера и А.Тойнби. Данилевский разделяет все народы на три основных класса: позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации, или культурно-исторические типы; негативных творцов истории, которые, подобно гуннам, монголам и туркам, не создавали великих цивилизаций, но как «божий кнут» способствовали гибели дряхлых умирающих цивилизаций; и, наконец, народы, творческий дух которых по какой-то причине задерживается в своем развитии на ранней стадии, и поэтому, они не могут стать ни созидательной, ни разрушительной силой в истории. Они представляют собой этнографический материал, используемый творческими народами для оплодотворения и обогащения своих цивилизаций. В работе «Россия и Европа» Данилевский насчитывает десять «полноценных» культурно-исторических типов: египетский; китайский; ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейский (древнесемитский); индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; новосемитский (аравийский); романо-германский (европейский). По его убеждению, нарождающийся одиннадцатый культурно-исторический тип славянский более высокий, чем все предыдущие. Отвечая на вопрос о причинах враждебного отношения Европы к России и славянству, Данилевский видит их в том, что Европа уже вступила в период упадка, в то время как славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил. Если европейская цивилизация оказалась двусоставной творческой в двух областях (политической и научной), то русско-славянская будет трех или даже четырехсоставной творческой в четырех областях (религиозной, научной, политико-экономической и эстетической, причем главным образом в области социально-экономической путем создания нового и справедливого социально-экономического порядка). В центре геополитической концепции Данилевского были: идея славянства как высшая идея, отстаивание славянской независимости и самобытности, Россия как «солнце славянства». Согласно Данилевскому, в мире должна появиться Всеславянская федерация с центром в Константинополе, который мог стать «третьим Римом» в образе «славянско-православного Рима». Проектируемое Данилевским политическое объединение включало только два славянско-православных государства русскую Империю и Королевство Болгарское, одно славянско-католическое (Королевство Чехо-Мораво-Словацкое) и одно югославское государство, соединяющее обе конфессии (Королевство Сербо-Хорватско-Славянское). Кроме того, в союзе оказались православные, но не славянские Королевство Румынское и Королевство Эллинское, а в довершение всего ни славянское, ни православное Королевство Мадьярское просто в силу его географического положения и некоторых особенностей исторического развития.Политическая наука: Словарь-справочник

сост. проф пол наук Санжаревский И.И.

2010

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое данилевский николай
Значение слова данилевский николай
Что означает данилевский николай
Толкование слова данилевский николай
Определение термина данилевский николай
danilevskiy nikolay это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):