Политология словарь - революция
Революция
(revolution) Свержение существующего строя, связанное с переходом государственной власти от одного руководства к другому и способное повлечь за собой радикальную перестройку общественных и экономических отношений. До 1789 г. это слово часто понималось – в соответствии с его буквальным значением – как возвращение к ранее существовавшему порядку вещей. После Французской революции (French Revolution) подобное значение было вытеснено современным. Революции представляют собой процессы, в которых сливаются воедино соперничество элит и подъем народных масс. Причины революций долго вызревают (поэтому может показаться, что революции происходят внезапно) и имеют как внутренние, так и международные корни. Конечные результаты революций отличаются от первоначальных целей их участников. Трудно точно определить, когда революции начинаются и заканчиваются. История знает много революционных ситуаций, так и не приведших к революциям. Немногие признанные "великими" революции ставят перед сравнительным анализом проблемы методологического характера. Различают политические и социальные революции. Политическая революция ведет к изменениям как в характере государственной власти, так и в составе ее аппарата. Она продолжается до тех пор, пока не будет разрушена монополия старого режима на власть и силу и пока новая правящая группа не восстановит суверенную власть государства. Она может вызвать контрреволюцию, а иногда и реставрацию старого режима. Социальные революции (которые случаются значительно реже) предполагают политические и социальные преобразования, классовую борьбу и давление снизу с требованием радикальных перемен. Этот массовый подъем может быть использован другими участниками революции, преследующими свои цели, зачастую противоположные интересам широких народных масс. Восприятие революции и связанные с ней переживания различны в зависимости от положения, в котором оказались те или иные действующие лица. Глубина социальных преобразований будет зависеть от интенсивности классовой борьбы, расстановки классовых сил, стратегии, организации и руководства революционных сил, а также от жизнеспособности существующих властей. Карл Маркс (Marx) называл революции "локомотивами истории". Наиболее сжатое изложение его взглядов на развитие исторического процесса можно найти в предисловии к работе "К критике политической экономии" (1859). Новые способы производства (феодализм, капитализм, социализм) возникали в рамках существующего способа. Революции происходили в результате развития в рамках данного способа производства противоречия между общественными силами и общественными производственными отношениями, когда последние становились оковами, сдерживающими развитие первых. Это выражалось в усилении классовой борьбы, предвещавшем то, что Маркс называл "эпохой социальной революции". Каждый предреволюционный класс развивал свое самосознание в процессе экономической и политической борьбы против господствующего класса. Результатом было становление новых производственных отношений и соответствующих им идеологических форм и в итоге установление гегемонии (hegemony) победившего революционного класса. Маркс подчеркивал, что ни один общественный строй не изживает себя до тех пор, пока не будут исчерпаны его возможности по развитию производительных сил и в его "утробе" не созреют новые производственные отношения. Допуская возможность мирного перехода к новому общественному строю в немногих зрелых демократических государствах (Великобритания, Соединенные Штаты), он тем не менее утверждал, что большая часть социалистических революций будет носить насильственный характер. Теория Маркса основывалась на предположении, что революции будут происходить в высокоразвитых промышленных странах, в то время как опыт нынешнего века показал, что революции совершаются в недостаточно развитых и неразвитых обществах. Многие не столько рассматривают революции с точки зрения их прогрессивности или неизбежности, сколько стремятся понять корни социальной нестабильности и политического насилия с целью предотвращения революций. Так, с точки зрения функционализма, общество постоянно пребывает в состоянии саморегулирующегося равновесия, поэтому революции являются глубоко антисоциальным или "дисфункциональным" явлением, которого следует избегать – так считает Чалмер Джонсон ("Революционные перемены") ("Revolutionary Change", 1966). Легитимация политической власти достигается благодаря социальному консенсусу относительно политических норм и ролей. Пока сохраняется такой консенсус, правительства могут осуществлять необходимые изменения, даже проводить достаточно радикальные реформы. Умелое правительство может нейтрализовать влияние новаторских идей, событий и процессов (называемых "катализаторами"), тогда как правительство, потерявшее политическую выдержку, может прибегнуть к силе и спровоцировать таким образом революцию. Чарльз Тилли также подчеркивал важность урегулирования конфликтов элитами (например, в работе "От подъема к революции") ("From Mobilization to Revolution", 1978). При другом подходе революции изображаются как социально-политические кризисы, вызываемые нарушением процесса модернизации. Согласно Токвилю (Tocqueville), писавшему о Французской революции (French Revolution), революции происходят тогда, когда не оправдываются поощрявшиеся до этого надежды на улучшение положения. В обществах, переживающих переходный период, революции могут подпитываться как возрастающими, так и умирающими надеждами. Современный вариант этого тезиса называется гипотезой "J-кривой" (представьте себе букву "J", развернутую на 1350 против часовой стрелки). Согласно Самюэлю Хантингтону ("Политический строй в изменяющихся обществах") ("Politichl Order in Changing Societies", 1968), причиной революции является активное участие в политике новых групп; это происходит настолько стремительно, что существующие институты оказывается не в состоянии ассимилировать их. Революция не происходит в устоявшихся демократических системах, которые способны расширять участие во власти контрэлит и включать их в свои структуры, не теряя при этом политического контроля. Согласно этой модели, революции характерны для развивающихся обществ, где процесс модернизации характеризуется неустойчивостью. Теда Скокпол ("Государства и социальные революции") ("States and Social Revolutions", 1979) критиковала ранние модели редукционизма (хотя сама сосредоточила внимание только на двух главных причинах французской, русской и китайской революций, а именно: на политическом кризисе и восстании крестьян). Центральное место в ее структурном анализе занимает та решающая и независимая роль, которую государство могло бы играть в посредничестве между группами. Революционный процесс не имеет основополагающей логики, скорее, он представляет собой проявление и развитие многочисленных конфликтов, порождаемых противоречиями, присущими старому режиму. Надо глубоко проанализировать конкретные революции, прежде чем выявить модели, являющиеся исключением из общего правила. По мнению Скокпол, человеческий фактор или революционная организация особого значения не имеют. В предложенной ею модели, носящей несколько внеисторический характер, недостаточно отражен тот факт, что "великие" революции оказывают влияние друг на друга или на другие движения.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир".
Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.
2001