Политология словарь - шиизм
Шиизм
(Shiism) Шиитами называют мусульман, принадлежащих к меньшей из двух ветвей ислама. Преобладают в Иране, Северном Йемене, Ираке, образуют крупнейшую общину в Ливане; в небольшом числе проживают в других мусульманских странах. Шииты признают Али, ставшего в 656–61 гг. четвертым халифом (наследником), считая его и его потомков единственно законными наследниками умершего в 632 г. Пророка. Али был двоюродным братом Пророка и мужем его дочери Фатимы. Али рано уверовал в Пророка, и его сторонников называли "шиат Али" ("партия Али"). В исламской общине между Али, выступавшим в роли халифа, и главой Омейядов Муавией разгорелась первая гражданская война. Омейяды одержали победу и создали халифат, в котором правила их династия. Хусейн, второй сын Али, по шиитской хронологии считавшийся третьим халифом, или имамом, был убит в Кербале (Ирак) сторонниками Язида, сына Муавии и наследника халифата Омейядов. Это событие шииты отмечают ежегодно как дань мученику Хусейну, а место его гибели, Кербала, стало объектом паломничества. Эти политические реалии позднее были облечены в религиозную доктрину. Согласно шиизму, первым после Мухаммеда имамом (получившим божественную благодать как законный глава "уммы") считается Али, четвертый халиф; законная преемственность верховной власти должна идти от Мухаммеда к Али, а затем к его потомкам в соответствии с свидетельствующими о старшинстве и высокой репутации харизмой, опытом и другими качествами, необходимыми для выполнения обязанностей главы правоверных – духовного (Амир аль-Муминин) и светского. Вопрос о преемственности власти становится яблоком раздора среди шиитов. По мнению имамитов, крупнейшего течения шиизма, существует 12 признанных имамов – потомков Али. Два других крупных течения, выделившихся в связи с этим спором, – исмаилиты и зейдиты. Шииты признают, что Мухаммед назначил Али своим преемником и таким образом через его потомков передается наследственная непогрешимость. Лишь имам, в силу Божественного права на власть, может быть конечным толкователем земных законов. В отсутствие имама (согласно "учению исчезновения", 12-й, или "скрытый", имам исчез в 260 г. по арабскому календарю, т. е. в 878 г., после чего имамат приостановил свое существование) толковать закон может муджтахид – исламский богослов. У шиитов имеются своя сунна (предание) о Пророке и свои хадисы (изречения и поступки Пророка). Каждое течение шиитов создало собственные школы права, или толкования. В рамках Джафарийской правовой школы имамитов в XVII в. возникли две религиозно-правовые школы: акбари ("традиции") с ограничительным подходом к иджтихаду (независимому толкованию вопросов религиозной и общественной жизни) и усули ("корни"), которая делала акцент на роли муджтахида, имеющего право выносить независимые суждения о священных источниках в качестве "посланника" "скрытого" имама и тем самым служащего ориентиром для мусульманского сообщества. Это означало, что толкования были гибкими, в соответствии с изменяющимися условиями и временами. Усули в XVIII в. широко распространилась в Иране, и именно к этой школе принадлежал аятолла Хомейни (Ayatollah Khomeini). См. также: sunnism (суннизм).
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир".
Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.
2001