Абхазия. В составе Грузинской ССР. На территории Абхазии обнаружены изображения на стенах грота Агца около Апухова эпохи верхнего палеолита, костяные фигурки в гроте около Цебельды эпохи мезолита, погребальные сооружения дольмены эпохи бронзы (3-2-е тысячелетие до н. э.), бронзовые изделия колхидско-кобанской культуры (период перехода от бронзового века к железному). От эпох античности и раннего средневековья сохранились остатки гражданских и оборонительных сооружений (руины городов Диоскурии Себастополиса, Анакопии, Питиунта, 160 км Абхазской стены и др.), мраморная
стела с рельефным изображением (V в. до н. э.), геммы, керамические сосуды. С подчинением Абхазии Византии (IV-VI вв.) и принятием христианства (VI в.) проникают византийские художественные влияния. В культовой архитектуре VI-VIII вв. и особенно периодов Абхазского (конец VIII X вв.) и Грузинского (X-XIII вв.) царств распространились базиликальный и крестово-купольный типы храмов. Сдержанно-строгие по формам, со скупым декором сооружения отмечены чертами местного своеобразия (в трактовке композиции, в использовании строительных приёмов); трехнефные базилики в Пицунде (IV-V вв.), в северном Гантиади (VII в.); так называемые трехцерковные базилики в Старых Гаграх, в Лыхны (обе VI в.), Амбаре, Киач-Абаа (обе VII-VIII вв.); крестовокупольные храмы в Дранде (VIII в.), Пицунде, Бедна, Мокви, Лыхны (все VIII-X вв.). К XI-XII вв. относятся дворцовый комплекс в Бедиа, одноарочный
мост на р. Беслети, крепостные сооружения (замок Баграта в Сухуми и др.). Изобразительное
искусство представлено храмовой монументальной живописью:
мозаика базилики в Пицунде (IV-V вв., ныне в Музее искусств Грузинской ССР, Тбилиси), росписи в храмах Бедиа (X-XI, XIV, XVII вв.), Лыхны (X-XI, XIV вв.), Пицунды (XIV, XVI вв.) и др. Развитие получило искусство орнаментальной резьбы по камню (главным образом на плитах алтарных преград; Цебельда, VII в.). В периоды феодальной раздробленности (XIV-XVI вв.) и турецкой экспансии (XVI начало XIX вв.) строительство резко сокращается. С присоединением к России (1810) и развитием капитализма (конец XIX начало XX вв.) начался рост приморских городов (Сухуми, Гудаута), строились промышленные и административные здания, частные дачи, виллы, гостиницы и санатории (гостиницы и
дворец в Гагре, дом Алоизи в Сухуми), закладывались парки (ландшафтный и приморский в Гагре, дендрологический в Сухуми). Значительное развитие
архитектура получила в годы Советской власти. С 30-х гг. начинается
реконструкция и застройка городов и курортных местностей. Составлены генеральные планы Сухуми, Гагры, Нового Афона; в городах построены монументальные административные здания, гостиницы, дома отдыха, санатории, в проектировании которых участвовали видные советские архитекторы В. А. Щуко (административное здание в Сухуми, 1-я очередь 1932-39), Н. П. Северов (Дом отдыха Совета Министров Грузинской ССР в Гагре, 1935). Началась застройка промышленного центра Ткварчели. После Великой Отечественной войны 1941-45 в Сухуми сооружён железнодорожный вокзал, построен драматический
театр имени С. Чанба, разбит нагорный
парк (50-е гг.). С начала 60-х гг. интенсивно ведётся типовое жилое строительство. В 1961 утверждён новый генеральный
план Сухуми (архитектор Э. Багратиони и др.). Широко развернулось курортное строительство. Среди крупнейших построек Грузинский институт субтропического хозяйства в Сухуми (1969, архитекторы Т. Кипшидзе, О. Пайчадзе и др.), санаторий "Россия" в Гагре (1969, архитектор Н. Белоусова и др.), курортный комплекс в Пицунде (1959-67, группа архитекторов во главе с М. В. Посохиным). Благоустроены карстовые пещеры в Новом Афоне (1976), реставрируются архитектурные памятники. В народном зодчестве Абхазии сохраняются восходящие к глубокой древности плетёные и деревянные жилища с шатровой и пирамидальной крышей, прямоугольные или округлые в плане. Распространено двухэтажное жилище (нижний этаж каменный, верхний деревянный) с галереей по фасаду.
В развитии современного изобразительного искусства в Абхазии важную роль сыграли художественная студия, открытая в 1918 в Сухуми профессиональным абхазским художником А. К. Шервашидзе (Чачба), а также творчество художников А. К. Бухова, В. С. Контарева, С. Данишевского и др. В 1935 в Сухуми была открыта художественная школа и в 1937 училище. В 30-50-х гг. получили развитие в живописи тематическая картина, пейзаж, в скульптуре портрет. В 60-х начале 80-х гг. выросло профессиональное мастерство художников (многие из которых получили образование в тбилисской Академии художеств). Живописцы (С. Габелиа, X. Авидзба и др.) создают картины на исторические темы, пейзажи, портреты, натюрморты. Развиваются скульптура (В. Иванба, Ю. Чкадуа и др.), графика (Т. Ампар, З. Джинджолия и др.), театрально-декорационное (Е. Котляров, Т. Жвания и др.), декоративно-прикладное (В. Шенгелая, В. Хурхумал и др.) искусство. В декоративно-прикладном народном искусстве распространены ткачество, резьба по дереву, кости и рогу, чеканка и гравировка по металлу, вышивка золотыми и серебряными нитями и др. В 1939 основано Абхазское отделение Союза художников Грузинской ССР. в 1946 Абхазское отделение Союза архитекторов Грузинской ССР.
П. В. Посохин и др. Курортный комплекс в Пицунде. 1959 1967.
Ю. Чкадуа. Мужской портрет. Гипс. 1964.
Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; Е. М. Малия, Народное изобразительное искусство абхазов. (Ткани и вышивка), Тб., 1971; Л. Д. Рчеумишвили, Некоторые аспекты грузинской архитектуры Черноморского побережья, в кн.: Средневековое искусство Русь. Грузия, М., 1978, Л. А. Шервашидзе, Средневековая монументальная живопись Абхазии, Тб., 1980; Л. Г. Хрушкова, Скульптура раннесредневековой Абхазии. V-X вв., Тб., 1980. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)