Художественная энциклопедия - бенуа александр николаевич
Связанные словари
Бенуа александр николаевич
В собственной живописи и графике, обращаясь к "вечным" духовным и эстетическим идеалам как к антитезе противоречиям современности (см. Неоклассицизм), Бенуа создал особую разновидность ретроспективистского исторического жанра, в котором эстетизация хрупкой красоты и гротескного изящества ушедшей в прошлое дворянской культуры сочетается с грустно-ироничным отношением к ней (серия "Последние прогулки Людовика XIV", 1897-98; "Версальская серия", 1905-06). Бенуа принадлежит к числу реформаторов русского искусства книги и театрально-декорационной живописи в начале XX в. Графически отточенные иллюстрации Бенуа к "Медному всаднику" А. С. Пушкина (издано в 1923) созвучны и лиризму, и драматическому пафосу поэмы. Его декорации, эскизы костюмов и бутафории отмечены художественной цельностью и тонким чувством стиля (опера "Гибель богов" Р. Вагнера, 1903, балет "Павильон Армиды" Н. Н. Черепнина, 1907, Мариинский театр в Петербурге). С 1908 оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже. С 1926 жил в Париже.
Сочинения: Русская школа живописи, в. 1-10, СПБ, 1904; История живописи, т. 1-4, СПБ, 1912 (не окончена); Александр Бенуа размышляет... (Статьи, письма, высказывания), М., (1968); Мои воспоминания, т. 1 (кн. 1-3)-2 (кн. 4-5), М., 1980.
Литература: М. Г. Эткинд, А. Н. Бенуа, Л.-М., 1965; А. Н. Бенуа. Выставка произведений. (Каталог), М., 1972. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)