Художественная энциклопедия - бразилия
Связанные словари
Бразилия
Во второй половине XIX начале XX вв. разрастались города с пышными постройками в духе европейского эклектизма, а позднее в стиле "модерн". Живопись (историческая, батальная, портрет, пейзаж) также формировались под влиянием французского классицизма, романтизма и академизма (Н. А. и Ф. Э. Тоне); во второй половине XIX в. в живописи усилился интерес к национальным образам (В. Мейрелис ди Лима, П. Америку ди Фигейреду-и-Мелу), а затем и к реалистическим изображениям народной жизни (жанрист Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор, портретист Э. Висконти). В XX в. поиски самостоятельного пути в архитектуре выразились в возрождении форм колониальной эпохи ("неоколониальный стиль") с использованием национальных традиций, а также в новом направлении, стремившемся к применению современной строительной техники и лаконичных геометризованных форм. С конца 30-х гг. складывалась самобытная бразильская школа архитектуры с характерной экспрессивной пластичностью и живописностью обобщенных криволинейных форм (архитектор О. Нимейер). Реконструировались старые (Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро) и строились новые города (в том числе столица Бразилия, архитекторы Л. Коста, Нимейер). Контраст между подчёркнуто регулярной жилой застройкой и необычными пластическими формами общественных зданий, сам план города явились новым словом в истории архитектуры и градостроительства. В постройках использовались принципы рациональной планировки, типизации, применялись монолитный железобетон, алюминий, своды-оболочки разной формы, солнцезащитные устройства, ажурные и раздвижные стены, балконы и лоджии, декоративные покрытия. Современные формы часто сочетались с элементами народного зодчества. Здания окружались живописными садами. В 60-70-х гг. велись широкие градостроительные работы, расширилось промышленное и жилищное строительство (высотные здания, крупные жилые массивы). В постройках появилось тяготение к замкнутости пространства, строгости форм, массивности деталей, но остались неизменными поиски национальной специфики, интерес к форме и цвету (архитекторы А. Гарсия Роза, Ф. Р. Карвалью, Ж. М. Кардозу и др.).
В 20-х гг. сложилось новое изобразительное искусство Бразилии (один из его источников движение "Неделя современного искусства", Сан-Паулу, 1922), в котором искания в духе социального реализма (художники К. Портинари, Тарсила ду Амарал) переплетаются с использованием приёмов новейших европейских течений. Ужасы войны и фашизма разоблачал Л. Сегалл. Драматической выразительностью отличаются демократическая графика (О. Гоэлди, К. Склиар, Р. Кац). Для скульптуры (Б. Джорджи, В. Брешере) характерны колебания между национальными и абстрактно-символическими образами. Разнообразны виды народного искусства Бразилии негритянского (статуэтки, многоцветная одежда, домашняя утварь в традициях африканского искусства) и особенно индейского (фигурная керамика, деревянные статуэтки, полихромная роспись хижин тукано, резные зооморфные скамейки карибов, узорное ткачество, плетение, изделия из перьев).
Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИА, т. 7, 11, М., 1969-73; В. М. Полевой, Искусство стран Латинской Америки, М., 1967 (лит.); Pontual R., Dicionбrio das artes plбsticas no Brasil, Rio de J., (1969); Corona E., Lemos C., Dicionбrio da arquitetura brasileira, (Sгo Paulo), 1972; Bardi P. M., Historia da arte brasileira, Sгo Paulo, 1977; Leite J. P. Т., Pintura moderna brasileira, (Rio de J.), 1978; Lemos C. A., Arquitetura brasileira, Sгo Paulo, 1979. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)