Художественная энциклопедия - бурятская автономная советская социалистическая республика
Связанные словари
Бурятская автономная советская социалистическая республика
В народном прикладном искусстве бурят развиты вышивка и аппликация по бархату, коже, сукну, резьба по кости и дереву. В обработке изделий из металла используются насечка, чеканка, чернь, гравировка. В орнаменте преобладают криволинейные геометрические и стилизованные растительные узоры. В XIX в. в дацанах были широко распространены иконописание, изготовление культовых предметов из драгоценных металлов (литьё, чеканка), дерева, глины, папье-маше, книгопечатание (с деревянных матриц).
В советское время выросли новые, расширились и были реконструированы старые города и посёлки. В 30-40-х гг. в Улан-Удэ построены крупные общественные здания (Дом Советов, 1928-31, архитектор А. А. Оль; обком КПСС, 1939-43, архитектор В. А. Сидоров), преобразившие облик столицы Бурятии. Традиции национальной орнаментики использовались в оформлении Бурятского театра оперы и балета (1947-52, архитектор А. Н. Фёдоров). Жилищное строительство, широко развернувшееся с конце 50-х гг. в городах и посёлках Бурятии, ведётся по типовым и индивидуальным проектам. В современных по формам постройках широко используются железобетон, алюминий, стекло и пластик (кинотеатры "Прогресс", 1963-66, архитекторы А. Р. Вампилов, М. Н. Меньшиков, и "Дружба", 1966-67, новое здание Совета Министров, 1965-68, архитектор Вампилов и др., здание Драматического театра, 1982, архитектор Е. Чечик и др., все в Улан-Уде).
Основоположниками советского изобразительного искусства в Бурятии были Ц. С. Сампилов, Р. С. Мэрдыгеев, И. Г. Дадуев, А. Е. Хангалов, И. А. Аржиков, в 20-х гг. создававшие произведения на темы труда и быта бурятского народа. В деятельности СХ республики (основан в 1933) участвовали Г. Е. Павлов, Ф. И. Балдаев, портретист Д.-Д. Тудупов и другие. В 60-х начале 80-х гг. развиваются историческая и жанровая живопись (Д.-Д. Дугаров, С. Р. Ринчинов и др.), портрет и пейзаж (М. З. Оленников, Ю. А. Чирков и др.), станковая графика и иллюстрация (Г. Н. Москалёв, А. Н. Сахаровская, И. И. Стариков). В декоративно-прикладном искусстве наряду с традиционной чеканкой по серебру и филигранью осваиваются новые формы: керамика, гобеленовое ткачество с использованием конского волоса.
Гусиноозерский дацан. 1855 1856.
Литература: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; Искусство Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959; Бурятская деревянная скульптура. (Альбом), Улан-Удэ, 1971; И. И. Соктоева, М. В. Хабарова, Художники Бурятии, Л., 1976. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)