Художественная энциклопедия - дания
Связанные словари
Дания
В готический период (начало XIII 30-е гг. XVI вв.) созданы крупнейшие соборы в Роскилле и Оденсе, а также прямоугольные в плане замки с мощными стенами и башнями, (замок Спётруп в районе Виборга). Появившиеся с XIII в. города окружались валами и рвами. Дома были главным образом деревянными и фахверковыми, реже кирпичными (с XIV в.). Росписи готических храмов (в церкви Скиббю на острове Зеландия, около 1335) менее условны, чем романские, и нередко включают реалистические бытовые детали.
Для XVI первой половины XVII вв. характерно строительство дворцов, общественных и жилых зданий (биржа и дворец Росенборг в Копенгагене; замки-резиденции Кронборг и Фредериксборг на острове Зеландия), в декоре которых появилось влияние Возрождения (фронтоны, белокаменная резьба). Строительство велось главным образом архитекторами из семьи Стенвинкель выходцами из Нидерландов.
Во второй половине XVII первой половине XVIII вв. черты барокко в архитектуре проявились лишь в декоре (наличники, порталы и т. д.). Построенные главным образом датскими (Л. Тура, Н. Эйтвед), а также иностранными архитекторами дворцы (Шарлоттенборг) и дворцовые комплексы (Амалиенборг; оба в Копенгагене) имеют залы с декором в стиле рококо.
Основание АХ в Копенгагене (1754) способствовало развитию классицизма, который господствовал в Дании во второй половине XVIII первой половине XIX вв.; в этот период сложилась и национальная художественная школа. Крупнейшие представители классицизма: архитектор К. Ф. Харсдорф, К. Ф. Хансен, М. Г. Биннесбёль (в числе их построек церковь Богоматери и Музей Торвальдсена в Копенгагене), скульпторы Й. Видевельт и Б. Торвальдсен, исторический живописец Н. А. Абильгор и др. Переплетением черт барокко, рококо и классицизма отмечены портрет и пейзаж этого периода (В. Эриксен, Е. Юль). В первой половине XIX в. в живописи Дании ведущее место принадлежало К. В. Эккерсбергу и его последователям: К. Кёбке, В. Бендсу, И. Т. Лунбю, М. Рёрбю. Их произведения, близкие бидермейеру, отмечены лирически-мягким, непосредственным восприятием действительности. С 1880-х гг. начался расцвет датского фарфора (сервизы и статуэтки с подглазурной росписью нежных тонов).
В архитектуре в конце XIX первой половине XX вв. утвердился национальный романтизм. В 1920-х гг. получил развитие неоклассицизм (архитекторы X. Кампман и О. Рафн), с 30-х гг. функционализм (здание университета в Орхусе, 1932-46, архитектор К. О. Фискер и др.; здание авиакомпании "САС" в Копенгагене, 1959-61, архитектор А. Якобсен). После второй мировой войны 1939-45 реконструируются города Оденсе, Копенгаген, восстанавливаются города Рённе и Нексё. В жилищном строительстве с 20-х гг. распространяются малоэтажные блокированные дома, а также многоэтажные, образующие замкнутые кварталы с озеленёнными внутренними дворами. С 30-х гг. возводятся жилые комплексы из нескольких микрорайонов, в которых с 50-х гг. дома-башни (8-12 этажей) сочетаются с домами секционного типа в 3-4 этажа. В конце XIX начале XX вв. живописцы реалистического направления, обратившиеся к передаче свето-воздушной среды (см. Пленэр) и поселившиеся в деревне Скаген (Северная Ютландия), изображали родную природу, простых людей и их быт (П. С. Крёйер, В. Йохансен, А. Ерндорф). С этой группой связан зачинатель датского импрессионизма, скульптор и живописец Т. Э. Филипсен. Его работы оказали влияние на группу пейзажистов и анималистов, поселившихся на острове Фюн (П. Хансен, Ф. Сюберг, Й. Ларсен). Особое место принадлежит К. Сартману, писавшему проникнутые романтической эмоциональностью картины на темы датской истории. Е. Ф. Виллумсен, В. Хаммерсхой, Э. А. Нильсен тяготели к символизму. В 1910-х гг. проникли влияния фовизма, кубизма и других новейших европейских течений (X. Гирсинг, Э. Вейе). С середины 30-х гг. сосуществуют различные модернистические направления. Им противостоят тяготеющие к реализму живописцы О. Руде, X. Енсен, графики П. Кристенсен, Э. Фредериксен, мастер политической и бытовой карикатуры Х. Бидструп. В скульптуре первой половины XX в., связанной с неоклассицистическими тенденциями, работают К. Нильсен, Ж. Гоген, Й. К. Бьерг и др.
Замок-резиденция Кронборг близ Хельсингёра на острове Зеландия. 1574 1585.
Б. Торвальдсен. "Меркурий со свирелью". Мрамор. 1818. Музей Торвальдсена. Копенгаген.
А. Якобсен. Здание авиакомпании "САС" в Копенгагене. 1959 1961.
Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИИ, т. 2 (кн. 1), 4-6 (кн. 1), М., 1960-65; ВИА, т. 4-5, 7, Л.-М., 1966-69; Faber Т., Dansk arkitektur, Kbh., (1963); Madsen H., Mortensen N. Th., Dansk skulptur, Odense, (1965); Dansk malerkunst, 1965, Odense, (1965); Uldall K., Gammel dansk folkekunst, Kbh., 1967; Billedkunstens hvem-hvad-hvor. Danmark, bd 1-2, Kbh., 1969-70; Danmarks arkitektur, bd 1-5, Lund-Kbh., 1979-80 (серия). (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)