(Delacroix) (1798-1863), французский живописец и график. Учился в мастерской П. Н. Герена (1816-22), где сблизился с Т.
Жерико, оказавшим на него большое влияние. Изучал в Лувре
живопись старых мастеров (особенно П. П. Рубенса), увлекался современной английской живописью (Дж. Констебл), Посетил Великобританию (1825),
Алжир (1831-32),
Марокко, Испанию, Бельгию. Уже в начале творчества вступил на путь романтизма и вскоре стал главой этого направления. В 1822 выставил картину "Данте и Вергилий" ("Ладья Данте", Лувр), полную эмоционального напряжения и мрачного трагического пафоса. Картиной "Резня на Хиосе" (1823-24, Лувр) откликнулся на современные события, изобразив страдания
греков под турецким игом. Проникнутое драматизмом и сочувствием к бедствиям народа, это произведение прозвучало протестом против жестокости и насилия. Гражданская позиция
Делакруа, жизненность образов и необычная свежесть его живописи вызвали нападки реакционной критики. Складывавшаяся живописная система Делакруа была отмечена смелой новизной приёмов, насыщенностью колорита, экспрессивностью мазка, яркими контрастами света и тени.
Художник предпочитал сюжеты, исполненные драматизма и внутренней напряжённости, нередко имеющие аллегорическое значение ("Казнь дожа Марино Фальеро", 1826, собрание Уоллес,
Лондон; "Смерть Сарданапала", 1827, Лувр). Мотивы своих произведений Делакруа нередко черпал в произведениях У. Шекспира, И. В. Гёте, Дж. Байрона, В. Скотта. В 1830 под впечатлением Июльской революции во Франции Делакруа написал большое полотно "Свобода, ведущая народ" ("Свобода на баррикадах", Лувр). Изобразив реальных участников восстания рядом с аллегорической фигурой Свободы, он создал величественный образ народной революции, где воедино слиты героическая действительность и романтическая мечта о свободе. Делакруа автор произведений на темы Великой французской революции (1789-94), батальных композиций на сюжеты национальной истории ("Битва при Пуатье", 1830, Лувр). После путешествия в Алжир и Марокко Делакруа написал по зарисовкам с натуры ряд картин, отмеченных не только интересом к экзотике и романтической красочностью, но и ощущением своеобразия национального быта, нравов и характеров ("Алжирские женщины", 1833-34, "Еврейская свадьба в Марокко", 1839, обе в Лувре). Делакруа автор ряда портретов ("Ф. Шопен", 1838, Лувр) и многочисленных работ в области монументальной живописи (росписи Бурбонского дворца в Париже, 1833-47, зала Мира в Парижской ратуше, около 1851-53, не сохранились). Живописная система Делакруа представляла новый шаг в развитии французской живописи. Художник придал цвету активную эмоционально-образную выразительность, одним из первых стал применять принцип разложения цвета, систему дополнительных тонов, цветных теней и рефлексов, отчасти предвосхитив открытия импрессионизма.
A Young Tiger Playing with its Mother
Christus auf dem See Genezareth
Cleopatra and Peasant
Combat of the Giaour and the Pasha
Der Tod Laras
Eugène Ferdinand
Griechenland auf den Ruinen von Missolonghi sterbend
Hamlet und Horatio auf dem Friedhof
Jacob lutte avec un homme du ciel
Mademoiselle Rose
Medea
Natchez
Waisenkind auf dem Friedhof
Свобода, ведущая народ, 1830, Лувр
Галерея
Сочинения: в русском переводе: Мысли об искусстве, о знаменитых художниках, М., 1960; Дневник, т. 1-2, М., 1961.
Литература: (Е. Ф. Кожина), Э. Делакруа. (Альбом), М., 1961; А. А. Гастев, Делакруа, М., 1966; Л. А. Дьяков, Э. Делакруа, М., 1973; Dumur G., Delacroix, romantique franзais, P., 1973. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)