(Daumier) (1808-1879), французский график, живописец и скульптор. С 1814 жил в Париже, где в 20-х гг. брал уроки живописи и рисунка, овладевал искусством литографии. После Революции 1830 стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Карикатуры
Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях ("Силуэт". 1830-31, "Карикатюр", 1830-35, "Шаривари", 1833-60 и 1863-72). Домье вылепил острохарактерные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-32, сохранилось 36 бюстов), которые послужили основой для серии литографических портретов-шаржей ("Знаменитости золотой середины", 1832-33). В 1832 за карикатуру на короля (литография "Гаргантюа", 1831) был на полгода заключён в тюрьму. В литографиях 1834 года Домье обличал бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость (коллективный
портрет палаты депутатов "Законодательное чрево"; "Все мы честные люди, обнимемся", "Этого можно отпустить на свободу"), создал проникнутое глубоким трагизмом изображение расправы с рабочими ("Улица Транснонен 15 апреля 1834 года"), героический образ рабочего-революционера ("Свобода печати", "Современный Галилей"). Запрещение политической карикатуры в 1835 вынудило Домье ограничиться бытовой сатирой. Он осмеивал духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя ("Парижские типы", 1839-40; "Лучшие в жизни", 1843-46; "Добрые буржуа", 1846-49; серия "Карикатюрана", в которой выведен собирательный образ авантюриста Робера Макера, 1836-38). Домье приветствовал Революцию 1848-49, разоблачал её врагов; олицетворением бонапартизма стал обобщённый образ политического проходимца Ратапуаля, созданный сначала в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре), а затем использованный в ряде литографий. Виртуозно сочетая богатейшую фантазию и точность наблюдения, Домье придавал публицистическую заострённость графическому языку, срывая с буржуа маску благопристойности, обнажая его бездушие и самодовольство. Зрелым литографиям Домье присущи бархатистость штриха, тонкость передачи психологических оттенков, света и воздуха.
В живописи Домье связан с романтизмом; острая характерность образов сочетается со смелой обобщённостью письма и цветовой экспрессией, мощью пластин, формы и светотеневых контрастов. В картинах Домье нашли воплощение пафос революционной борьбы ("Восстание", около 1848; "Семья на баррикадах", Национальная галерея, Прага), сочувствие к простым людям, ощущение присущих им внутренней силы и духовной красоты ("Прачка", около 1859-60, Лувр; "Вагон 3-го класса", около 1862-63, Метрополитен-музей). Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифические сюжеты; серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды ("Дон Кихот", около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен).
О. Домье. "Прачка". Около 1859 1860. Лувр. Париж.
Литература: Н. В. Яворская, О. Домье, Л., 1935; А. Н. Замятина, О. Домье, М., 1954; Н. Калитина, О. Домье, М., 1955; Р. Эсколье, О. Домье, пер. с франц., М., 1978; Р. Пассерон, Домье, пер. с франц., М., 1984; Н. Daumier und die ungelцsten Probleme der bьrgerlichen Gesellschafl, В., (1974); Saint Guilhem F., Schrenk K., H. Daumier, l'oeuvre lithographique, t. 1-2, P., 1978. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)