Художественная энциклопедия - футуризм
Связанные словари
Футуризм
В Италии футуристы (вождь и теоретик движения Ф. Т. Маринетти и другие поэты, художники У. Боччони, К. Карра, Дж. Балла, Дж. Северини, Л. Руссоло, А. Соффичи, Э. Прамполини, архитекторы А. Сант-Элиа, М. Кьяттоне и др.), в отличие от представителей других авангардистских течений начала XX в., испытывавших ужас перед надвигающейся индустриальной эрой, принимали будущее с экзальтированным оптимизмом, абсолютизировали внешние признаки технической цивилизации в качестве новых эстетических ценностей, знаменующих модель грядущего мироустройства, новый тип массового сознания. Апология техники и урбанизма, упоение социальными катаклизмами, отрицание нравственных и культурных традиций, культ героя, расшатывающего "одряхлевший" мир, соединялись в футуризме с попытками выразить динамику "современной" жизни с помощью комплекса психических и физиологических вибраций, разнонаправленных сил и движений, разнообразных оптических эффектов. Отсюда в живописи футуризма (в некоторых приёмах близкой кубизму, но принципиально отличной от него выраженной сюжетностью, литературной подосновой) совмещение точек зрения и умножение контуров, как бы вызванные стремительным движением, деформация фигур, резкие контрасты цветового строя, хаотичное вторжение в композицию обрывков текста и др. В скульптуре (Боччони, Балла) иллюзию движения вызывают нагромождение и единонаправленный сдвиг обтекаемых или угловатых объёмов. Ряд фантастических проектов "городов будущего", предвосхитивших некоторые тенденции современной архитектуры, оставили архитекторы-футуристы. Жёсткий механицизм эстетики футуризма, милитаризм и шовинизм Маринетти и некоторых других футуристов привели в 1913-15 к его распаду. В дальнейшем одни футуристы пришли к прямой апологии фашизма, другие, пройдя через увлечение метафизической живописью (Карра), академизировали свою манеру или вплотную сблизились с абстрактным искусством.
В России футуризм отчётливее всего выразился в литературе (Д. Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. Хлебников и др.), которая была тесно связана с "левыми" художественными течениями (петербургский "Союз молодёжи", московская группа "Ослиный хвост" и др.) как своими нигилистическими лозунгами, проповедью индивидуалистического бунта, эстетизацией техники и урбанистической культуры, так и требованиями демократизации искусства, фольклорностью, "архаичностью" мотивов и приёмов. Сходство идейноэстетических взглядов поэтов и живописцев, переплетение их творческих интересов закрепили название "футуризм" за всем фронтом "левого" искусства в России. В действительности русский футуризм не вылился в целостную художественную систему; этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангардизма "постсезаннизм", декоративный вариант кубизма, неопримитивизм, поиски, созвучные экспрессионизму, фовизму, дадаизму, опыты абстрактного формообразования.
После Октябрьской революции 1917 большинство футуристов активно участвовали в политико-агитационных начинаниях Советской власти, в реформах системы художественного образования, однако претензии футуризма стать общеобязательным "государственным искусством" и усилившееся в этот период нигилистическое отношение многих футуристов к культурному наследию были осуждены в письме ЦК РКП(б) "О пролеткультах" и в записках В. И. Ленина А. В. Луначарскому и М. Н. Покровскому. К началу 20-х гг. футуризм фактически распался.
Дж. Северини. "Голубая танцовщица". 1912. Частное собрание. Милан.