Художественная энциклопедия - ге
Связанные словари
Ге
Николай Николаевич (1831, Воронеж – 1894, хутор Ивановский, ныне им. Т. Г. Шевченко в Черниговской области), русский живописец, портретист, пейзажист, автор исторических картин. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Правнук французского эмигранта. Детские годы провёл на Украине. Учился в Петербургской академии художеств у П. В. Басина (1850—57). В 1856 г. получил Большую золотую медаль за картину «Саул у Аэндорской волшебницы», что дало ему возможность в качестве пенсионера АХ уехать в Италию (1857—63). В 1857—59 гг. работал в Риме, в 1860—69 гг. – во Флоренции. Написанные в Италии под впечатлением живописи К. П. Брюллова «Смерть Виргинии», «Любовь весталки» (1857—58) и др. картины не удовлетворили взыскательного художника излишней театрализованностью образов, и он обратился к опыту А. А. Иванова, чьи нравственные искания были ему близки. В эскизе «Возвращение с погребения Христа» (1858), в напряжённо-драматических пейзажах («Облака Фраскати», 1859; «Закат на море в Ливорно») ощущается традиция ивановской философской живописи. С 1870 г. Ге жил в Санкт-Петербурге.
Н. Н. Ге. «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». 1871 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Известность художнику принесла написанная в Италии картина «Тайная вечеря». Представленная на выставке в АХ (1863), она вызвала восторженный отзыв М. Е. Салтыкова-Щедрина. Евангельский сюжет решён как животрепещущая психологическая драма. Противостояние Христа и Иуды, материального и духовного начал, тема отступничества вызывали в сознании современников ассоциации со смутой и расколом, царившими в это время в демократическом лагере. «Я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика – человека…» – писал Ге. Мастер долго работал над каждым образом. Для него была важна психологическая разработка каждого лица: Христа, юного Иоанна, старика Петра… Группа Христа и потрясённых учеников ярко освещена, в то время как Иуда погружён во тьму, от его фигуры падают огромные тени на пол и стены. В картине «В Гефсиманском саду» (1868; вариант – 1869) художник создал образ страдающего, одинокого Христа. Одиноким и страдающим героем был для Ге и изгнанный из России А. И. Герцен, чей портрет он написал в 1863 г. В лице человека, боровшегося за высокие нравственные идеалы, он увидел горький, трагический душевный разлад. Портрет отличает по-рембрандтовски драматичная борьба света и тьмы; герценовский взгляд приковывает зрителя пытливой остротой.
Н. Н. Ге. «Что есть истина?». 1890 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
На первой выставке передвижников (1871) Ге показал картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Художник-мыслитель поставил перед обществом вопрос столь же животрепещущий, сколь и неразрешимый: о путях развития России, о столкновении личного и государственного. Ярко воссозданные характеры царя и Алексея, каждый из которых воплощает целую эпоху, достоверность обстановки (интерьер Монплезира в Петергофе) в картине Ге подняли исторический жанр на новую ступень.
Н. Н. Ге. «В Гефсиманском саду». 1869 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Н. Н. Ге. «Портрет писателя Л. Н. Толстого». 1884 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
В более поздних работах («Екатерина II у гроба Елизаветы»,1874; «И. И. Пущин у А. С. Пушкина», 1875) нет прежнего духовного накала. В 1869—75 гг. художник создал ряд портретов близких ему по духу людей, «гордости нации»: историка Н. И. Костомарова (1870), писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина (1872), поэта Н. А. Некрасова (1872). Пережив глубокий душевный кризис, покинул Санкт-Петербург (1876) и поселился на хуторе близ станции Плиски в Черниговской губернии; почти не писал картин, вёл образ жизни простого крестьянина. В 1880-х гг. стал горячим почитателем Л. Н. Толстого. Один из лучших портретов писателя (1884) написан в Москве, в Хамовниках, в рабочем кабинете Толстого. Писатель погружён в работу над рукописью книги «В чём моя вера», его огромный лоб мягко освещён потоками света, ощущается тишина кабинета, углублённая творческая сосредоточенность. Под влиянием дружбы с Л. Н. Толстым Ге пережил небывалый подъём. Его помыслы вновь обратились к образу Христа («Христос и Никодим», 1889; «Выход с тайной вечери», 1889; «Совесть», 1891). Главное содержание картины «Что есть истина?» (1890) – победа духа над плотью. Измученный, поруганный, одетый в лохмотья Христос противопоставлен пресыщенному, освещённому южным солнцем Понтию Пилату, небрежно бросающему Иисусу свой насмешливо-циничный вопрос. Говоря о замысле своих последних работ («Голгофа», 1893; три варианта «Распятия», 1892—94), об их воздействии на публику, художник писал: «Я сотрясу все их мозги страданиями Христа. Я заставлю их рыдать, а не умиляться…» Ге пытался заставить зрителя почувствовать чужую боль, как свою, пробудить в нём совесть, милосердие. В этих работах поразительно меняется живописный язык мастера: резкие, мощные, контрастные вспышки цвета и света, экспрессия красок, словно выплеснутых на холст, цвет-боль, мазок-крик. В написанном незадолго до смерти «Автопортрете» (1892—93) художник-проповедник подобен древним патриархам.
Н. Н. Ге. «Голгофа». 1893 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Ге занимает уникальное место в русской живописи второй пол. 19 в. В эпоху реализма он сохранил в своём творчестве живую связь с романтизмом и предвосхитил открытия экспрессионизма на пороге 20 в.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)