Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - германская демократическая республика

Германская демократическая республика

(Deutsche Demokratische Republik; ГДР), социалистическое государство в Центральной Европе. После 1949 в ГДР широко развернулись работы по восстановлению и реконструкции городов, разрушенных во время второй мировой войны 1939-45, строительству новых городов, чему способствовали установление народной собственности на землю и организация государственной строительной промышленности. В первой половине 50-х гг. использовались приёмы регулярной планировки, фасады общественных и жилых зданий, украшенные традиционными ордерными мотивами, были обращены к улицам и площадям. В соответствии с этими принципами были застроены г. Айзенхюттенштадт (первая очередь), улица Карл-Маркс-алле в Берлине (первая очередь), площади Альтмаркт в Дрездене, Централерплац в Магдебурге, улица Лангештрасе в Ростоке. Со второй половины 50-х гг. были внедрены индустриальные методы строительства, приёмы свободной, функционально обусловленной планировки, простые, лаконичные формы сооружений из стандартных элементов крупных блоков и панелей, объёмных блоков. Эстетическая выразительность зданий стала определяться пространственной композицией, пропорциями, ритмом членений, цветом и фактурой материалов, в том числе новых (лёгкие металлы, пластмассы). В новых городах (Хойерсверда, Шведт, Галле-Нойштадт, Люттен-Клайн, Йена-Лобеда), в новых частях старых городов (Ханс-Лох-фиртель, Фишеринзель в Берлине) создаются комплексные микрорайоны, включающие общественные и культурно-бытовые учреждения.

Созданы ансамбли улиц и площадей с высотными акцентами и крупными общественными зданиями: Карл-Маркс-алле (вторая очередь), площади Александерплац и Ленинплац в Берлине, улица Прагерштрасе в Дрездене; среди крупных сооружений Дом учителя (1964, архитектор Г. Хензельман и др.), Министерство иностранных дел (1967, архитектор И. Кайзер и др.), гостиница "Штадт Берлин" (1969, архитектор Р. Корн и др.), "Дворец республики" (1973-76, архитектор X. Граффундер и др.), Хирургический центр психиатрической больницы (1981, архитектор Л. Корнели, К. Э. Свора) в Берлине, университет имени К. Маркса в Лейпциге (1969-73, архитектор Г. Хензельман и др.). Ведётся обширное промышленное строительство, реконструируются деревни, строятся культурные и оздоровительные центры.

Изобразительное искусство ГДР впитало традиции немецкого пролетарского искусства, носителями которых были художники-реалисты старшего поколения, сыгравшие большую роль в утверждении принципов социалистического реализма: живописцы и графики X. и Л. Грундиг, М. Линтер, О. Нагель, Дж. Хартфилд, А. Мор, Р. Бергандер, Г. Эмзен, X. Т. Рихтер, К. Квернер, Б. Хеллер, скульпторы Ф. Кремер, В. Арнольд, Т. Бальден, В. Ламмерт, Г. Драке. Искусство ГДР обратилось к изображению трудовой жизни страны и становления социалистического начал в отношениях между людьми, духовного роста людей, строящих новую жизнь. Важными завоеваниями молодого искусства ГДР стали гуманистичность образов, их жизнеутверждающее, оптимистическое звучание, чему способствовало установление прочных связей художников с трудовыми коллективами. Облик обновлённой страны, труд и быт народа разносторонне и выразительно запечатлели в живописи и графике В. Вомака, Б. Кречмар, В. Нойберт, К. X. Якоб, Г. Брендель, Р. Парис, А. Мюнх, К. Кнебель; скульпторы В. Фёрстер, В. Штётцер, Г. Роммель, И. Ястрам, В. Фитценрайтер, Г. Лихтенфельд, Ю. Фон Войский проявили знание жизни и пластическую культуру в портретах и композициях. Обличению фашизма и международной реакции, темам пролетарской солидарности посвятили картины В. Зитге, Г. Бондцин, К. Э. Мюллер, X. Хакенбек, политические карикатуры А. Байер-Ред, X. Зандберг, плакаты К. Виткугель. Больших успехов достигли книжная графика (И. Хегенбарт, М. Швиммер, В. Клемке, А. Капр), декоративное искусство и художественное конструирование (Ф. Кюн, X. Михель, З. Зельманагиц). В 60-80-х гг. художники ГДР (В. Тюбке, Зитте, Б. Хайзиг, В. Маттойер, Г. Цандер, У. Хахулла, Ф. Штельцман) в произведениях на темы повседневного городского быта, политической борьбы в прошлом и в современной международной жизни проявили интерес к острым конфликтным ситуациям, к противоречивым и беспокойным характерам, к усложнённой композиции и эмоциональной напряжённости колорита. Значительное развитие получило монументальное и монументально-декоративное искусство, тесно связанное с архитектурой и раскрывающее её идейный смысл.

Й. Кайзер, Г. Клаушке, В. Дучке. Жилой комплекс Ханс-Лохфиртель в Берлине. 1965-66.

Б. Хеллер. Портрет Б. Брехта. 154 1955. Национальная галерея. Берлин.

Т. Бальден. Портрет Эрнста Буша. Бронза. 1962. Собственность художника.

Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИА, т. 12, кн. 2, М., 1977; Feist Р. Н., Plastik in der DDR, Dresden, 1965; Architektur und Stдdtebau in der DDR. Album, Lpz., 1969; Lang L, Malerei und Graphik in der DDR, 2 Aufl., Lpz., 1980; Kьnstler der DDR, Dresden, 1981; (Kuhirt U.), Kunst der DDR, Bd 1-2, Lpz., 1982-83. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое германская демократическая республика
Значение слова германская демократическая республика
Что означает германская демократическая республика
Толкование слова германская демократическая республика
Определение термина германская демократическая республика
germanskaya demokraticheskaya respublika это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):