Художественная энциклопедия - гойя франсиско хосе де
Связанные словари
Гойя франсиско хосе де
В большой серии офортов "Капричос" (80 листов с комментариями художника, 1797-98, обнародованы в начале 1799) в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского "старого порядка". Серию "Капричос" отличают смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий, беспокойных пятен и штрихов, контрастов света и тени, обращение к гротеску, аллегории, художественному преувеличению и иносказанию. Глубоким историзмом, подлинно народной энергией и страстным протестом пронизаны большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции: "Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде" и "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" (обе около 1814, Прадо). Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в эту трагическую эпоху истории Испании явились офорты "Бедствия войны" (82 листа; 1810-20, изданы в 1863 в Мадриде). В начале 1790-х гг. тяжёлая болезнь привела художника к глухоте. Последние, чрезвычайно тяжёлые для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, Гойя провёл в загородном доме ("Кинта дель Сордо", т. е. "Дом Глухого"), стены которого расписал маслом. В созданных здесь сценах (ныне в Прадо), включающих невиданно смелые для того времени, остродинамические изображения многолюдных масс и устрашающие символические образы, воплотились идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно ненасытного, дряхлого образа времени ("Сатурн") и освободительной энергии юности ("Юдифь"). Ещё сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов "Диспаратес" (22 листа; 1820-23, изданы в 1863 в Мадриде под названием "Пословицы"). Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, которое для него, как и для революционных романтиков во Франции, являлось мощным проявлением жизни. Оно становится лейтмотивом в "Похоронах сардинки" (около 1814, Прадо), в серии офортов "Тавромахия" (1815, изд. в 1816 в Мадриде) и других работах. С 1824 Гойя жил во Франции, где писал портреты своих друзей, осваивал технику литографии. Влияние творчества Гойи на развитие живописи и графики имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до XX в.
Ф. Гойя. Автопортрет. 1815. Прадо. Мадрид.
Ф. Гойя. "Растрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года". Около 1814. Прадо. Мадрид.
2 мая 1808 года
Alba
Alba
Condesa de chinchon
El baile a orillas del Manzanares
El cacharrero
Ferdinand Guillemardet