Художественная энциклопедия - канада
Связанные словари
Канада
В XVII начале XIX вв. выходцы из Франции принесли в Восточную Канаду традиции европейской архитектуры и изобразительного искусства тип дома с массивными стенами и крутой крышей, зальные церкви с 1-2 башенками над фасадом, общественные здания по французским образцам (архитекторы Ж. Демер, Т. Байарже), резьбу по дереву (Ф. Байарже, Л. Кевийон) и производство серебряных изделий (Ф. Ранвуазе) в духе барокко и классицизма, религиозную и портретную живопись (Ф. Бокур, А. Пламондон). В колонизованной англичанами части Канады во второй половине XVIII начале XIX вв. сложилась традиция рационального деревянного каркасного и каменного зодчества в духе классицизма (архитектор Дж. Меррик), получила развитие пейзажная графика (Т. Дейвис). С середины XIX в. начали расти города; новые, на западе страны, имеют прямоугольную сетку улиц и малоэтажную застройку. Эклектизм характерен для церквей, административных зданий, особняков в Оттаве, Монреале, Торонто, Квебеке (архитекторы Э. Леннокс, Дж. Лайл). С конца XIX в. усилилось влияние архитектуры США (высотные конторские здания, отели архитекторы Ф. Дарлинг, Дж. Пирсон). Наряду с подражателями французскому или американскому искусству с середины XIX в. выдвинулись самобытные мастера пейзажа и сцен крестьянской, провинциальной или индейской жизни (П. Кейн, К. Кригхоф; на рубеже XIX-XX вв. X. Уотсон, X. Уокер, М. Каллен). В XX в. расцвет национального реалистического искусства связан с лирическими городскими и сельскими пейзажами (Дж. У. Моррис, К. Ганьон) и эпическими, ярко декоративными и романтичными образами нетронутой природы (Т. Томсон; "Группа семи" Дж. Макдональд, А. Лизмер, Ф. Варли, А. Джэксон и др.), с народными образами скульптора Фрэнсис Лоринг, с анималистической графикой художника и писателя Э. Сетон-Томпсона. С середины XX в. интенсивно перестраиваются и разрастаются старые города, расширяется жилищное строительство, в т. ч. из дерева. Воздвигаются крупные промышленные и общественные комплексы (комбинат Аннесис-Айленд; новая ратуша в Торонто, 1965, финский архитектор В. Ревелль; пл. Виль-Мари и Всемирная выставка 1967 в Монреале); по единым планам строятся города при промышленных предприятиях (Китимаг Эллиот-Лейк), в т. ч. заполярные (Инувик).
В современном искусстве преобладают модернистские течения (живописец Ж. П. Риопель, скульптор Л. Аршамбо); реалистических традиций придерживаются Ф. Тейлор, Т. Макдональд, художники "Рабочей художественной лиги". Развиваются дизайн и декоративно-прикладное искусство (обработка металла, ковроделие, керамика). В народном творчестве выделяются резьба по дереву и вышивка украинцев, каменная скульптура эскимосов.
П. Кейн. Портрет индийца. После 1850. Королевский музей Онтарио. Торонто.
В. Ревелль и др. Ратуша в Торонто. 1965.
Литература: ИСиНМ, т. 2, М., 1965; ВИА, т. 7, 10-11, М., 1969-73; Harper J. R.. Painting in Canada, a history, (Toronto, 1966); Mellen P., Landmarks of Canadian art Toronto, 1978. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)