(Courbet) (1819-1877), французский живописец, график, скульптор, общественный деятель. Представитель и теоретик реализма. Посещал ателье К. Штёбена в Париже, но как
художник формировался в основном самостоятельно. Демократическую направленность творчества
Курбе во многом определили революционные события 1848, свидетелем которых он был. Испытал влияние Д. Веласкеса, Рембрандта, Ф. Халса. Пройдя недолгий этап близости к романтизму (серия автопортретов и др.), Курбе полемически противопоставил ему (как и академическому классицизму)
искусство нового типа, утверждающее материальную значимость мира, создал монументальные, проникнутые реалистическим пафосом произведения ("Послеобеденный отдых в Орнане", 1849, Музей изящных искусств, Лилль; "Похороны в Орнане", 1849-50,
Лувр; "Деревенские барышни", 1851, Метрополитен-музей). Курбе обращался к теме труда, возвеличивающего человека ("Дробильщики камня", 1849, не сохранилась), создавал социально-критические произведения ("Возвращение кюре с приходской конференции", не сохранилась,
эскиз, 1862, Публичное художественное собрание, Базель). Художник осуществлял на практике выдвигавшийся современной художественной критикой (П. Ж. Прудон, Ж. Шанфлёри) принцип общественной значимости искусства ("Встреча" ("Здравствуйте, господин Курбе!"), 1854, Музей Фабра, Монпелье, и "Ателье", 1855, Лувр, аллегорические композиции, в которых Курбе представил себя в окружении персонажей своих картин и друзей). В некоторых произведениях Курбе проявились черты салонного искусства ("Источник", 1868, Лувр). Живописная манера Курбе отличается предметной осязаемостью, чёткой фактурой мазка, сдержанным, порой суровым колоритом, основанным на мягких градациях тонов. Пейзажи Курбе проникнуты ощущением строгого величия и материальности природы ("Море у берегов Нормандии", 1867, ГМИИ).
Активный участник Парижской Коммуны 1871, обвинённый в низвержении Вандомской колонны и преследуемый реакционным правительством, Курбе в 1873 эмигрировал в Швейцарию.
Г. Курбе. "Автопортрет с трубкой". 1846 1847. Музей Фабра. Монпелье.
Bauern von Flagey bei der Ruckkehr vom Markt
Courbet Fox in the snow
Das Atelier des Kunstlers
Die Begegnung (Bonjour, Monsieur Courbet)
Dorfausgang im Winter
Femme nue couchee, 1862
Frauen beim Getreidesieben
La roche de dix heures
Madchen an der Seine
Nachmittag in Ornans
Rehbock im Wald
Ringkampfer
The hammock
The Source
Woman with a Parrot
Автопортрет с черной собакой. 1842
Похороны в Орнане
Литература: Г. Курбе. Письма, документы, воспоминания... (Сборник), М., 1970; М. Шури, Здравствуйте, господин Курбе!, пер. с франц., 2 изд., М., 1977; Н. Калитина, Г. Курбе. Очерк жизни и творчества, М., 1981; Aragon L., Das Beispiel Courbet, Dresden, 1956; Lindsay J., G. Courbet, his life and art, L., 1973; G. Courbet. Exposition. Paris. 1977-1978. Catalogue, P., (197-). (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)