(итал. maiolica, от Majolica старого названия острова Мальорка, через который ввозились в Италию произведения испано-мавританской керамики) 1) в узком смысле итальянские керамические изделия XV-XVII вв. с цветным пористым черепком и не допускающей исправлений сюжетной росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури (продукция мастерских Фаэнцы, Флоренции, Кафаджоло, Сиены,
Урбино, Кастельдуранте), а иногда и с нанесённым сверху люстром (Дерута, Губбио). Итальянская майоликовая
живопись (портреты, многофигурные композиции на декоративной посуде, плакетках и
панно; работы Никколо Пеллипарио) и
скульптура (работы семьи делла
Роббиа и др.) носят самостоятельный характер, что сближает их со станковым и монументальным искусством. 2) В широком смысле майолика изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью; им свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов. Большое развитие майолика получила в странах Древнего Востока (Египте, Вавилонии, Иране), в средневековых государствах Средней, Центральной и Передней Азии.
Майолика производилась также в XIV-XVIII вв. в странах Европы (Испании, Германии, Франции). В Древней Руси майолика была известна уже в XI в. Высокого расцвета достигла архитектурная майолика Ярославля и Москвы в XVII в. (наличники окон, порталы, фризы, фигуры святых, изразцовые печи). В XVIII в. майоликовую посуду,
изразцы, мелкую пластику преимущественно с монохромной росписью по белому фону выпускал завод Гребенщикова в Москве, с полихромной мастерские Гжели (
см. Гжельская керамика). В декоративной майолике на рубеже XIX-XX вв. работали (уделяя особое внимание глазурям восстановительного обжига с металлическим блеском) М. А.
Врубель, В. М.
Васнецов, А. Я. Головин, С. В.
Малютин и другие русские художники, в 30-х гг. советские скульпторы И. Г. Фрих-Хар, И. С. Ефимов и др. С 50-х гг. к майолике обращаются многие советские и зарубежные художники-керамисты (в том числе Ф. Леже, П. Пикассо). Для современной майолики характерны экспериментаторство, поиски новых пластических и живописных возможностей массы, глазури, эмали. В советской художественной практике майоликой также называют керамику с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.
Испанское блюдо. 2-я четв. 14 в. Городской музей. Манреса.
М. А. Врубель. "Голова египтянки". Кон. 19 в. Русский музей. Ленинград.
Н. Пеллипарио. Чаша. Кастельдуранте (Италия). Около 1525. Музей Виктории и Альберта. Лондон.
Литература: А. Н. Кубе, Итальянская майолика XV-XVIII вв. Собрание Государственного Эрмитажа, М., 1976; В. Щербак, Сучасна укаiнська майолiка, Кипв, 1974; Scavizzi G., Maiolica Delft and Faience, Feltham., 1970; Conti Qiovani, L'arte de la maiolica in Italia, Milano, 1973; Fortnum Ch. D. E., Maiolica: a historical treatise on the glazed and enamelled earthwares of Italy, N. Y., 1979; см. также литературу при статье Керамика. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)