Художественная энциклопедия - миниатюра
Связанные словари
Миниатюра
Книжная миниатюра сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью, клеевыми, акварельными и другими красками в рукописных книгах, а также изобразительнодекоративные элементы оформления этих книг инициалы, заставки и др. Книжные миниатюры известны уже в Древнем Египте. Они представлены рисунками пером и плоскостной живописью непрозрачными красками на папирусе (многочисленные экземпляры "Книги мёртвых" эпохи Нового царства), Позднеантичная миниатюра IV-VI вв. (на папирусных свитках и в кодексах на пергаменте) отличается реалистичными изображениями фигур и световоздушной среды ("Илиада" Гомера, около 500, библиотека Амброзиана, Милан). В некоторых памятниках византийской миниатюры вплоть до X в. сохраняются позднеантичные приёмы ("Парижская псалтырь", X в., Национальная библиотека, Париж), но в основном господствуют условность и плоскостность изображения (особенно усиливающиеся в XI-XII вв., наряду с распространением ювелирно-виртуозной манеры исполнения мелких, вплетающихся в текст рисунков), экспрессивность жестов, изысканность колорита; появляются и жизненнонепосредственные сцены ("Хлудовская псалтырь", IX в., ГИМ). Для средневековой западной миниатюры характерно существование локальных школ. В меровингском искусстве (V-VIII вв.) развивается красочный плоскостный стиль миниатюры со своеобразным орнаментом из изображений птиц и рыб ("Геласианский сакраментарий", середина VIII в., Ватиканская библиотека). Ирландские и англосаксонские рукописи VII-IX вв. украшались миниатюрами крупных размеров, в которых экспрессивные изображения евангелистов заключались в стилизованную орнамент, рамку, развороты страниц покрывались узорами плетёного орнамента ("Евангелие из Дарроу", VII в., Тринити-колледж, Дублин), укрупнённые до размеров страницы инициалы превращались в сложнейший самодовлеющий узор ("Евангелие из Келса", около 800, там же). Рукописи эпохи "Каролингского возрождения" наряду с крупноформатными миниатюрами, следующими позднеантичным образцам ("Евангелие Ады", начало IX в., Городская библиотека, Трир), украшались и динамичными, выразительными рисунками пером ("Утрехтская псалтырь", IX в., библиотека университета в Утрехте). К концу X в. западноевропейская миниатюра испытывает воздействие византийской миниатюры: её иконография обогащается сценами из Евангелия и житий святых, художественный язык становится более условным, образы святых напряжённо-экспрессивными ("Бамбергский Апокалипсис", около 1020, Государственная библиотека, Бамберг). Плоскостные и бесплотные фигуры миниатюры романского стиля XI-XII вв. заключены в чёткие композиционные схемы. Вместе с тем в миниатюру проникают элементы народного творчества ("Моралии св. Григория Великого", между 1109-33, Муниципальная библиотека, Дижон). В миниатюре эпохи готики XIII-XV вв. усиливается стремление правдиво запечатлеть натуру. Миниатюру дополняют и комментируют текст, фигуры приобретают живость. Важная роль отводится пейзажу, интерьеру, архитектурному обрамлению сцен. Появляются крупные мастера миниатюры (А. Боневё, Жакмар д'Эден во Франции и др.). Широта и меткость наблюдений, изображение реальной конкретной среды характерны для миниатюры братьев Лимбург ("Богатейший часослов герцога Беррийского", около 1411-16, Музей Конде, Шантийи) и братьев ван Эйк. Во второй половины XV в. Ж. Фуке и С. Мармион, следуя эстетическим принципам Возрождения, применяют в миниатюре элементы линейной и воздушной перспективы, воссоздают напоённые светом и воздухом сельские и городские пейзажи Франции ("Часослов Этьена Шевалье" Ж. Фуке, 1450-55, разные музеи Европы). Одновременно быстрое распространение печатной книги способствовало вытеснению миниатюры книжной иллюстрацией.
В XI в. в Древней Руси миниатюристы в основном следовали византийским образцам ("Остромирово евангелие", 1056-57, Публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград). В XII-XV вв. наряду с миниатюрой, близкими современным им фрескам и иконам ("Евангелие Хитрово", конец XIV начало XV вв., Библиотека СССР им В. И. Ленина, Москва), появляются живые и непосредственные рисунки на полях (новгородские рукописи XII-XV вв.). В конце XV в. в миниатюру проникают светские (главным образом исторические) сюжеты (Лицевой летописный свод, 1540-60-е гг., разные библиотеки СССР). На Украине создаётся особый ярко живописный вид миниатюры ("Пересопницкое евангелие", 1556-61, Центральная научная библиотека АН УССР, Киев). В миниатюре XVII в. часто встречаются исторические сюжеты, портреты, аллегории ("Сийское евангелие", 1693, Библиотека АН СССР, Ленинград). Создававшиеся в XVII-XIX вв. на севере России "поморские рукописи" украшались богатым, сочным орнаментом с барочными мотивами ("Евангелие", 1678, Оружейная палата, Москва).
В средневековой Армении местные школы миниатюры известны с VI-VII вв. В целом для армянской миниатюры характерны роскошное декоративно-орнаментальное убранство, чёткие композиционные построения, насыщенный цвет. В IX-X вв. наряду с динамичными графичными, связанными с народным искусством миниатюры ("Лазаревское евангелие", 887), создавались и произведения парадно-монументальные, обильно украшенные золотом ("Эчмиадзинское Евангелие", 989; оба в Матенадаране, Ереван). Из школ XIII-XIV вв. наиб, значительна киликийская школа. Миниатюрам её главы Тороса Рослина (вторая половины XIII в.) присущи психологическая выразительность, точный рисунок, богато разработанный орнамент. Грузинская миниатюра IX-X вв., связанная с местной традицией, отличается линейностью и яркостью расцветки ("Мцхетская псалтырь", X в.); византинизирующее направление в грузинской миниатюре придерживалось техники многослойного письма с применением золота ("Гелатское четвероевангелие", XI в.; оба произведения в Институте рукописей АН Грузинской ССР, Тбилиси). В XVII в. иллюстрировались светские книги (особенно "Витязь в тигровой шкуре" Ш. Руставели).
В средневековом арабском искусстве развиваются миниатюры Египта, стилистически связанные с коптским искусством, Сирии, находившиеся под сильным византийским влиянием, и Ирака, где наряду с пышными сценами придворной жизни распространены лаконичные по стилю иллюстрации к научным трактатам ("Фармакология" Диоскорида, 1222, в разных музеях мира). Иранские, афганские и азербайджанские миниатюры органически связаны со всем художественным оформлением рукописи. Богатейшие узорные композиции, лирические пейзажи, тонкий линейный ритм, изысканные цветовые сочетания определяют декоративность их образного строя (см. Гератская школа, Тебризская школа, Исфаханская школа, Среднеазиатская школа, Ширазская школа). В XVI-XVII вв. в Иране и других странах появляется миниатюра на отдельных листах. В раннесредневековой индийской миниатюре плоскостные, стилизованные изображения, чёткая каллиграфическая линия к XVI-XVII вв. сменяются стремлением к точной фиксации отдельных деталей, тщательному изображению человеческого лица при сохранении традиционной плоскостности, схематичности и декоративности. Часто встречаются героико-исторические сюжеты ("Бабур-наме", конец XVI в., МИНВ). Развиваются портретный и анималистический жанры (см. Могольская школа). Миниатюра (рисунки пером на пальмовых листьях) известна в Индонезии и других странах Юго-Восточной Азии. У ацтеков, миштеков, майя уверенные и смелые, сочные по цвету рисунки близки к пиктографии (миштекский "Кодекс Борджа", XIV-XVI вв., Ватиканская библиотека).
Портретная миниатюра вид живописного (иногда резного) портрета небольшого формата (от 1,5 до 20 см) на табакерках, часах, перстнях, в медальонах и т. п. Портретные миниатюры пишутся гуашью, акварелью по пергаменту, картону, бумаге, слоновой кости, иногда маслом по металлу, керамическими красками по фарфору, а также в технике эмали. Как особый жанр живописи портретная миниатюра складывается в эпоху Возрождения и связана по стилю и технике как с книжной миниатюрой (Дж. Кловио и др. в Италии, XVI в.), так и с общим развитием реалистического искусства. Точностью и документальностью, ясностью психологических характеристик отличаются портретные миниатюры Х. Хольбейна Младшего в Германии и Англии (где работали его ученики Н. Хиллиард и А. Оливер). Во Франции XVI в. выделяются работы Ж. Фуке и эмалевые произведения Л. Лимозена. В XVII в. швейцарец Ж. Петито в технике эмали делал копии с живописных парадных портретов. Полные мужественной энергии акварельные портреты деятелей Английской революции XVII в. создал С. Купер. В XVIII в. портретная миниатюра достигает расцвета. Итальянка Р. Каррьера вводит технику живописи гуашью на пластине слоновой кости с цветным фоном. В конце XVIII начале XIX вв. в жанре портретной миниатюры работали Ж. Б. Массе, Ж. О. Фрагонар, Ж. Б. Ж. Огюстен, Ж. Б. Изабе и др. во Франции, Р. Косуэй, Дж. Смарт, Н. Э. Плаймер в Великобритании, австрийцы М. М. Даффингер, Г. Ф. Фюгер. В России первые портретные миниатюры (главным образом. эмалевые) появились в XVIII в. (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, Д. И. Евреинов, П. Г. Жарков, с 1779 возглавивший класс миниатюрной живописи в петербургской АХ). В конце XVIII начале XIX вв. тонкие по исполнению, одухотворённые портреты пишут Г. И. Скородумов, В. Л. Боровиковский, А. Ритт и др. В области портретной миниатюры работали также Н. И. Аргунов, А. К. Головачевский, И. И. Теребенёв, П. О. де Росси, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, П. Ф. Соколов и др. Портретная миниатюра исчезает к середине XIX в. в связи с распространением дагерротипов и фотографии.