государство в Южной Азии. Расположено в небольшой долине в центральной, труднодоступной части горной системы Гималаев, что во многом обусловило его многовековую изолированность и средневековую отсталость. В культуре и искусстве Непала своеобразно переплетаются воздействия Индии и Китая. Древнейшие в Непале буддийские святилища (ступы) Бодхнатх и Сваямбхунатх близ
Катманду (III в. до н. э.; перестроены в VIII-IX вв.) массивные каменные полусферы с башнеобразным завершением несут изображения "глаз Будды", инкрустированные слоновой костью в позолоченную медную облицовку. В XV-XVIII вв. возводятся храмы, близкие как индийским башенным храмам с ажурными галереями (Кришна-Мандир в Патане, XV-XVII вв.), так и многоярусным китайским пагодам с красочной деревянной резьбой и декоративной скульптурой (храм Ньятапола в Бхактапуре, 1700-08). Богатая
резьба по дереву (фигурная и орнаментальная) в сочетании с декоративными изделиями из металла украшает и светские постройки ("Дворец 55 окон" в Бхактапуре, 1697). В конце XIX в. проявляется влияние персидской и арабской, а в начале XX в. и европейской неоклассической архитектуры (дворец Сингха Дарбар в Катманду). С 50-х гг. строятся дороги, промышленные предприятия, современные жилые постройки. Народные жилища кирпичные низкие здания, часто с резными деревянными галереями и решётками на окнах: встречаются также постройки из бамбука, обмазанные глиной, с наружными несложными росписями.
Ранняя средневековая скульптура Непала (известна с I-II вв.), пластически обобщённая и монументальная по формам, близка искусству Гандхары и Индии периода Гуптов. В X-XVII вв. переживает расцвет мелкая культурная пластика из бронзы, нередко украшенная полудрагоценными камнями, в которой со временем нарастает стремление к пышной декоративности. Живопись Непала (миниатюры рукописей XI-XIV вв.), испытывающая воздействия северо-восточной Индии, в XVI-XVII вв. связана с раджпутской (см. Индия), а также с могольской школой миниатюры. В XV-XVIII вв. распространяется живопись на холсте типа тибетских икон "тан-ка". В живописи XX в. влияние индийского искусства и попытки освоения европейских реалистических художественных приёмов сочетаются с исканиями в духе модернистских европейских течений. Среди народных ремёсел развиты резьба по дереву и кости, плетение корзин из бамбука, керамическое производство, ткачество, обработка металлов.
"Дворец 55 окон" в Бхактапуре. Перестроен в 1697.
"Бодхисатва с лотосом". Бронза. 10 12 вв. Бостонский музей изящных искусств.
Литература: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; ВИА, т. 9, Л.-М., 1971; Jest С., Monuments du nord du Nйpal, P., 1981. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)