Художественная энциклопедия - нигерия
Связанные словари
Нигерия
Жилище нередко украшается орнаментальной и фигурной резьбой (на деревянных панелях и опорных столбах). В XIII-XV вв. в Нигерии появились города, имевшие регулярную планировку в южных районах (Великий Бенин) и радиальную квартальную в северных (Кано, Зария, Кацина). Последние застраивались 1-2-этажными домами и обносились глинобитными стенами с многочисленными воротами. В XIV в. в Северной Нигерии в связи с распространением ислама появились мечети, обычно без минаретов, с покрытием на глин, пилонах. В конце XIX в. репатрианты из Бразилии внесли в архитектуру Южной Нигерии элементы латиноамериканского барокко (геральдическая скульптура, балюстрады, узорные железные решётки). Облик городов Нигерии резко изменился после Второй мировой войны 1939-45 под воздействием европейской архитектуры. В Лагосе, Ибадане, Энугу районы колониальной администрации застраивались многоэтажными зданиями, в основном по проектам английских архитекторов. После установления независимости (1960) выдвинулись местные архитекторы (О. Олумуйива, А. Аджеми).
Древнейшие памятники изобразительного искусства (терракотовая пластика) на территории Нигерии относятся к культуре Нок. Рубежом н. э. датируются бронзовые человеческие фигуры, найденные в Джеббе и Таде. В XII-XVII вв. высокого расцвета достигла скульптура Ифе, Бенина, отличавшаяся тонкой моделировкой форм, нередко сочетавшейся с графически чёткой прорисовкой деталей. У народов йоруба, хауса, ибо, ибибио, иджо, экой издавна бытует мелкая деревянная пластика (изображения людей, животных). Полихромным человеческим фигуркам часто присущи гротескность, экспрессивность, основанные на диспропорциях резко противопоставленных форм. Разнообразны деревянные ритуальные маски (ныне употребляемые для карнавалов). Распространено изготовление резных табуретов, браслетов, орнаментированных сосудов из тыквы калебасов, набивных и вышитых тканей, разнообразных по форме гончарных, стеклянных и кожаных сосудов.
С установлением независимости формируется профессиональное искусство. На национальные традиции опираются скульпторы О. Идах, Ф. Идубор, А. Аканджи, живописец У. Океке, график И. Вангбоже. Реалистическое направление представляют живописец А. Онаболу, скульптор Б. Энвонву. Воздействие европейского модернизма заметно в живописи Дж. Аколо, И. Грилло, Б. Онобракпайе, У. Эгону, в скульптуре Б. Осабе, Э. О. Эмокпайе. Развивается театрально-декорационное искусство (художник Д. Нвоко).
Глинобитная хижина народа нупе.
"Воин". Из Джеббы. Бронза. Первые века н.э. Фрагмент.
Литература: ИСиНМ, т. 3, М., 1971. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)