Художественная энциклопедия - офорт
Связанные словари
Офорт
Расцвет искусства офорта относится к XVII в. Во Франции лотаринжец Ж. Калло, одним из первых применивший повторное травление, в своих виртуозных по исполнению офортах создал образы, в которых драматизм и острая жизненная правда сочетаются с гротеском. В Голландии искусство Рембрандта во многом предопределило творчество последующих мастеров офорта. Соединяя динамичный штрих, сочные или едва заметные линии "сухой иглы", повторное травление, Рембрандт достигал тончайших, изысканных эффектов светотени, богатства психологических характеристик. Одновременно с Рембрандтом в Голландии работали такие значительные офортисты, как Х. Сегерс, А. ван Остаде, П. Поттер, Я. ван Рeйсдал, Н. Берхем. Во Фландрии в XVII в. выделялись офорты А. ван Дейка, в Италии Г. Рени, Дж. Б. Кастильоне, в Испании Х. Риберы. В России первый датированный офорт был выполнен в 1665 С. Ушаковым. Известен офорт, выполненный в 1698 Петром I; в этой технике работали А. Ф. Зубов, Е. П. Чемесов, тонким мастером офорта был архитектор В. И. Баженов. С середины XVIII в. обозначились 2 линии развития офорта: творческий и репродукционный офорт. Блестящими мастерами творческого офорта были Дж. Б. Тьеполо, Каналетто и Дж. Б. Пиранези в Италии, А. Ватто, Ф. Буше и Ж. О. Фрагонар во Франции, У. Хогарт в Великобритании. К XVIII в. относится распространение цветного офорта. На рубеже XVIII и XIX в. испанец Ф. Гойя, сочетая офорт с акватинтой, создавал графические циклы, полные живописной выразительности, остроэмоционального и социальнодраматического звучания. В XIX начале XX в. как офортисты плодотворно работали Ж. Ф. Милле, К. Коро, Ш. Ф. Добиньи, Э. Мане, К. Писсарро, Т. Стейнлен во Франции, А. Менцель, Л. Коринт в Германии, А. Цорн в Швеции, Я. Б. Йонгкинд в Голландии, Дж. М. Уистлер в США, И. И. Шишкин, В. В. Матэ, В. А. Серов в России. В XX в. новыми чертами офорта становятся подчёркнутая напряжённость линий, выявление фактуры доски; к офорту обращаются П. Пикассо во Франции, Ф. Брэнгвин в Великобритании, К. Кольвиц в Германии, Дж. Моранди в Италии. Советские мастера И. А. Фомин, И. И. Нивинский, А. И. Кравченко, Г. С. Верейский, Д. И. Митрохин, Д. С. Бисти, Г. Ф. Захаров (РСФСР), М. Г. Дерегус, Ю. А. Ващенко (УССР), Р. М. Гибавичюс (Литовская ССР), Э. Окас, А. Кютт, В. Толли (Эстонская ССР) используют офорт для создания островыразительных, эмоциональных образов современности.
Рембрандт. "Слепой Товий". 1651.
И. И. Нивинский. Фронтиспис к книге И. В. Гёте "Римские элегии". Цветной офорт. 1933.