Художественная энциклопедия - океания
Связанные словари
Океания
Остров Новая Гвинея славится выразительной деревянной скульптурой и богатейшей резьбой по дереву. Утварь, орудия труда, оружие украшались резным орнаментом, нередко раскрашенным. На западе интересны крупные прорезные или рельефные узоры свободных очертаний, включающие иногда стилизованные человеческие фигуры, на юге сложные криволинейные двухцветные орнаменты; на юго-востоке вся поверхность деревянных изделий покрывалась рельефным узором из гибких, упругих, ритмически повторяющихся спиралей, завитков и волнистых линий. Новогвинейское искусство (особенно лица скульптурных фигур, маски) отличается гротескной выразительностью, эмоциональностью и драматизмом. Многие его произведения. непосредственно связаны с культом и ритуалом. Жилища аборигенов Новой Гвинеи разнообразны от хижин на деревьях до свайных построек. Распространены прямоугольные в плане дома с двухскатной, иногда седловидной крышей.
Искусство пластики меланезийцев достигло наиболее развития на островах архипелага Бисмарка, особенно на Новой Ирландии. В центральной области этого острова в память вождей вырезались из дерева массивные статуи "ули" с ярко раскрашенным головным убором, напоминающим шлем с высоким гребнем. В северной части Новой Ирландии распространены сложные, виртуозно вырезанные из дерева и раскрашенные в яркие тона композиции, так называем. маланганы (соединение разнообразных мотивов птиц, рыб, змей, человеческих фигур и др.). Во время праздников в память умерших маланганы выставлялись для всеобщего обозрения. Выразительны маски северной части Новой Ирландии, подчас ярко реалистические, всегда полные острой экспрессии. Острова Фиджи славятся деревянными палицами и глиняными сосудами разнообразных форм. На островах Новой Каледонии известно много древних резных наскальных изображений. В архитектуре Меланезии особенно выделяются жилища вождей Новой Каледонии круглые в плане, с высокой конической крышей; увенчанной деревянной скульптурой.
Скульптура микронезийцев, при острой линейной выразительности, статична и отличается крайне обобщённой трактовкой человеческого тела. Наряду с хижинами распространены дома на каменных сваях или столбах. Проблематично происхождение руин г. Нанматол на острове Понапе (Каролинские острова). Грандиозные сооружения каналы, плотины, храмы, жилые здания-сложены из базальтовых глыб.
Полинезийцы оставили в Океании наиболее богатую культуру. Замечательна резьба по дереву у маори Новой Зеландии. В их сложных и разнообразных по ритму орнаментах, покрывающих различные бытовые предметы, изображения человека и животных комбинируются с криволинейными мотивами, а рельеф разной высоты с ажурными узорами. Культ великих богов породил большое количество стилизованных статуй из камня и дерева. Почти повсеместно в Полинезии выделывалась тапа (материя из луба), которую украшали разноцветными геометрическими узорами. Скульптура острова Пасхи (Рапануи) представлена в прошлом небольшими статуэтками из дерева и большими каменными статуями. На острове насчитывается несколько сотен больших статуй на каменных платформах; часто это гигантские изображения лиц с крупными, грубыми чертами. Жилые дома полинезийцев, прямоугольные, а иногда овальные или круглые в плане, нередко ставились на каменный фундамент или земляную платформу; фасады, стены и потолки деревянных домов маори Новой Зеландии часто покрывались орнамент, резьбой и росписью.
В XIX-XX вв. культура коренных народов Океании значительно изменилась под влиянием европейской и американской колонизации, приведшей древнее искусство к упадку. В Океании возникли города европейского типа и стало развиваться профессиональное искусство, что особенно характерно для Новой Зеландии.
Резная деталь амбара. Новая Зеландия. Раскрашенное дерево. Оклендский институт и музей.
Маланган. Северная Новая Ирландия. Раскрашенное дерево. Музей антропологиии и этнографии имени Петра Великого АН СССР. Ленинград.
Статуэтка божества. Каролинские острова. Дерево. Этнографический музей. Лейпциг.
Литература: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; Культура народов Австралии и Океании, Л., 1974; Хейердал Тур, Искусство острова Пасхи, пер. с англ., М., 1982; Polynesian art. (Album), with introd. and captional comment, by Ed Dodd, L., 1969; Primitive art: pre-columbian. North American Indian. African, Oceanic, N. Y., 1979.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)