Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - памятник

Памятник

1) в широком смысле объект, являющийся частью культурного наследия страны, народа, человечества. Совокупность памятников истории и культуры составляют движимые (являющиеся или способные быть объектами музейного показа) и недвижимые памятники; по типологическим признакам они делятся на памятники истории, памятники археологии, памятники градостроительства и архитектуры, памятники искусства, а также памятники письменности (документальные памятники). Охрана памятников истории и культуры является задачей общегосударственного значения, представляет собой существенную часть идеологического воспитания.

2) В узком смысле произведение искусства, созданное для увековечения памяти об определенных событиях и людях. Подобным памятникам свойственна обычно функция активного обществ, воздействия, проявляющаяся не только в их идейной программе, но и в самом характере их постановки и пластической трактовки; памятники, рассчитанные, как правило, на обозрение их большим числом людей, играют важнейшую роль в организации окружающего пространства.

Прототипами памятников были древнейшие погребальные сооружения мегалиты и курганы, а позже обелиски, пирамиды и т. п. И в последующие эпохи гробницы и надгробия нередко исполняли роль памятников, однако обычно под памятниками подразумевают произведения, в которых над погребальной или культовой функциями преобладает (хотя и не исключает их) мемориальная функция. Основные композиционные типы памятников были созданы в античном искусстве: аллегории, или портретные статуи и скульптурные группы (группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона в Афинах, 477 до н. э.), конные статуи (статуя Марка Аврелия, бронза, между 161 и 180, в 1538 установлена на площади Капитолия в Риме), стелы, арки триумфальные и триумфальные колонны (колонна Траяна в Риме, 111-114, архитектор Аполлодор из Дамаска). Античные памятники первоначально помещались на священных участках, а с VI в. до н. э. в центрах городской жизни (например, на агоре). Памятники Древнего Рима, в особенности триумфальные арки и колонны, стали важными элементами пространственной композиции площадей-форумов. Среди памятников средневековой Европы наиболее характерны кресты, отмечавшие те или иные памятные места, а также (преимущественно на Западе) скульптурные изображения донаторов. Традицией многих стран (в том числе допетровской Руси) было увековечение выдающихся событий возведением культовых построек (Василия Блаженного храм в Москве, сооружённый в память победы над Казанским ханством). В Италии мастера Возрождения, опираясь на древнеримское наследие, возродили традиции чисто светских памятников (конные статуи кондотьеров Гаттамелаты в Падуе, бронза, 1447-53, скульптор Донателло, и Коллеони в Венеции, бронза, 1479-88, открыт в 1496, скульптор Андреа дель Верроккьо). Тенденции к пышной репрезентативности и торжественности, наметившиеся в памятниках эпохи маньеризма, усилились в период барокко и классицизма, когда памятники (преимущественно монархам и полководцам) нередко играли важнейшую роль в городской застройке (памятник Петру I в Петербурге "Медный всадник", бронза, 1768-78, открыт в 1782, скульптор Э. М. Фальконе), В период ампира вновь воздвигались архитектурные монументы, обычно посвященные военным победам (арка на пл. Звезды, ныне пл. де Голля в Париже, 1806-37, архитектор Ж. Ф. Шальгрен; Александровская колонна в Ленинграде). Со второй половины XVIII в. и особенно в XIX в. сооружались памятники выдающимся общественным деятелям и творческим личностям (И. А. Крылову в Ленинграде, бронза, 1848-55, скульптор П. К. Клодт; И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре, бронза, 1857, скульптор Э. Ричель; А. С. Пушкину в Москве, бронза, открыт в 1880, скульптор А. М. Опекушин).

Нарастание психологической конкретности образа в скульптуре памятников XIX в. порой сочеталось с утратой монументальности и ансамблевой связи с архитектурой. Вместе с тем в конце XIX начале XX в. возник ряд гигантских, подавляющих своими масштабами памятников, проникнутых эклектической претенциозностью (памятник Виктору Эммануилу II в Риме, 1885-1911, архитектор Дж. Саккони) или в нарочито огрублённых формах прославляющих имперские амбиции государства (памятник О. Бисмарку в Гамбурге, камень, 1901-06, скульптор X. Ледерер).

В XX в. особую актуальность обрела идея архитектурных и скульптурных мемориальных комплексов, как правило, посвященных памяти жертв Первой и Второй мировых войн. Многие современные памятники отмечены острой экспрессивностью, метафорической насыщенностью образов ("Разрушенный город" в Роттердаме, бронза, 1953, скульптор О. Цадкин; памятник Я. Сибелиусу в Хельсинки, сталь, 1961-67, скульптор Э. Хилтунен); появился новый тип неизобразительного памятника, близкий по духу к архитектуре малых форм (Памятник жертвам Второй мировой войны в Милане, сталь, пластмасса, 1948, коллектив БПР).

Советские памятники, посвященные выдающимся лицам и событиям прошлого и современности, в совокупности образуют образную летопись истории страны, способствуют патриотическому воспитанию народа. Если первые советские памятники (в том числе созданные по ленинскому плану монументальной пропаганды) часто были близки по характеру станковой скульптуре, то для памятников 20-30-х гг. типичны монументальные формы, способствующие более активному включению памятника в городской ансамбль или окружающий ландшафт (памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС, бронза, гранит, 1927, скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышёв). Подвигу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-45 посвящены наряду с мемориальными сооружениями в Волгограде, Саласпилсе, Хатыни, Бресте и других городах многочисленные портретные монументы и памятники, включающие реальные образцы военной техники. В 60-80-х гг. современные принципы градостроительства, возросшие масштабы городских пространств во многом предопределили укрупнённую, более лаконичную пластику скульптурного памятника. (памятники: К. Марксу в Москве, гранит, открыт в 1961, скульптор Л. Е. Кербель, архитекторы Р. А. Бегунц и др.; В. И. Ленину в Берлине, гранит, открыт в 1970, скульптор Н. В. Томский, архитектор Й. Нетер; В. И. Ленину в Москве, бронза, гранит, открыт в 1985, скульпторы Кербель и др., архитекторы Г. В. Макаревич и др.), а иногда использование символических неизобразительных форм.

Литература: А. Э. Бринкман, Площадь и монумент как проблема художественной формы, пер. с нем., М., 1935; Монументы СССР. (Фотоальбом), М., 1970; Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972; Г. А. Богуславский, Вечным сынам Отчизны. Памятники Великой Отечественной войны, М., 1975; В. С. Турчин, Монументы и города, М., 1982. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое памятник
Значение слова памятник
Что означает памятник
Толкование слова памятник
Определение термина памятник
pamyatnik это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):