Художественная энциклопедия - самодеятельное искусство
Связанные словари
Самодеятельное искусство
В СССР подъём самодеятельного искусства связан с культурной революцией, с приобщением к общественной деятельности и творчеству миллионов рабочих и крестьян. Взгляды на самодеятельное искусство пережили несколько этапов развития. С первых лет Советской власти самодеятельные и профессиональные художники вместе участвовали в выставках, оформляли массовые праздники. Вместе с тем, идеологами Пролеткульта придавалось чрезмерно важное (в сравнении с профессиональным искусством) значение самодеятельному искусству. В 1920-е гг. формами самодеятельного искусства считались оформление клуба, проекты декораций, мебели, плакатов. Коллективность работы над проектами, анонимность, связь с практикой общественной жизни были основными принципами деятельности ИЗОРАМа (Изомастерских рабочей молодёжи, 1926-34) в Ленинграде. В 1927 было образовано ОХС (Общество художниковсамоучек) в Москве. Его отделения возникли во многих городах РСФСР и республик. Это общество функционировало под эгидой АХРР. Основной областью творчества самоучек была тематическая станковая картина на актуальный сюжет. В 1931 ОХС влилось в массовый самодеятельный сектор РАПХ. Для самодеятельного искусства 30-50-х гг. было характерно прямое подражание формам и методам профессионального искусства. В 60-х гг. в самодеятельном искусстве зачастую на первое место выдвигалось искусство примитива. В 70-х начале 80-х гг. с усилением мер по дальнейшему развитию самодеятельного искусства наряду с традиционными формами самодеятельного искусства студиями, кружками большое распространение получили клубы, семинары, где имеется возможность не только для творчества, но и для общения. Многоступенчатая система выставок (от районных и областных до общесоюзных), систематическое освещение проблем самодеятельного искусства печатью и телевидением дают возможность "выхода" творчества самодеятельных художников на широкие массы зрителей. Для самодеятельного искусства не существует каких-либо единых стилевых критериев: одни мастера подражают профессиональному искусству, другие работают в духе народного искусства, третьи под влиянием средств массовой коммуникации (телевидение, афиши, открытки), четвёртые в манере примитива. Задача руководства самодеятельным искусством, осуществляемого профсоюзами, направлять развитие каждого художника, чтобы он мог полно и непосредственно выразить своё восприятие жизни, благодаря своему творчеству развить свой эстетический вкус и приобщиться к ценностям художественного наследия. В таком направлении работает Заочный народный университет искусств (ЗНУИ, основан в 1934 в Москве). Руководство методистами самодеятельного искусства осуществляет Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительской работы, республиканские и городские научно-методические центры, Межсоюзные Дома самодеятельного творчества; им оказывают помощь творческие организации (СХ). В других социалистических странах также большое значение придаётся развитию самодеятельного искусства. Формы и методы самодеятельного искусства разнообразны в ГДР, где особенно развита теория самодеятельного искусства. В связи с национально-освободительным движением самодеятельное искусство переживает расцвет в странах Латинской Америки. Так, в Чили в период правительства Народного единства (1970-73) были достигнуты большие успехи в самодеятельном декоративно-монументальном творчестве (росписи бригады "Рамона Парра" на набережной в Сантьяго). Непрофессиональное искусство, многими чертами схожее с самодеятельным искусством, развивается в других капиталистических странах (Дании, ФРГ, США и т. д.).
Литература: О. Д. Балдина, Второе призвание, М., 1983; Народное творчество в культуре развитого социалистического общества, М., 1984; Народное творчество и средства массовой коммуникации, М., 1984. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)