Художественная энциклопедия - сапунов
Связанные словари
Сапунов
Николай Николаевич (1880, Москва – 1912, Териоки, ныне Зеленогорск Ленинградской области), русский живописец, график, театральный художник; представитель символизма. Член художественного объединения «Голубая роза». Родился в семье купца, владельца свечного завода. В 1893–1901 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. И. Левитана, В. А. Серова и К. А. Коровина. По окончании училища работал в театральных мастерских под руководством Коровина, однако их сотрудничество вскоре прекратилось из-за несовпадения творческих стремлений. В противоположность ярким и зрелищным коровинским декорациям, Сапунов писал камерные живописные произведения. По мотивам своих театрально-декорационных работ («Шарф Коломбины» А. Шницлера в Доме интермедий в Санкт-Петербурге, 1910, и др.) он впоследствии создавал картины, в которых сквозь сценическое действо и маски комедийных персонажей просвечивают зловещий хаос и смерть («Пляска смерти» на сюжет одноимённой пьесы Ф. Ведекинда, 1907; «Мистическое собрание» на сюжет «Балаганчика» А. А. Блока, 1909).
Н. Н. Сапунов. «Натюрморт с цветами». 1911—12 гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Н. Н. Сапунов. «Чаепитие». 1912 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Н. Н. Сапунов. «Карусель». 1908 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Сапунов особенно любил изображать цветы («Голубые гортензии», 1907; «Пионы», 1908; «Натюрморт с автопортретом», 1907; «Вазы, цветы и фрукты», 1912). С нежностью и восхищением он писал хрупкие лепестки, радужное многоцветие букетов, смешивая в своих композициях живые и искусственные цветы. Те и другие пышно расцветают, заполняя пространство картин, переливы красок создают ощущение облака ароматов или таинственной влекущей синей глубины. Всей душой стремясь обрести истинную красоту, Сапунов не мог найти её в реальности. В его сериях «Балаганы и карусели» (1908) и «Трактиры и чаепития» (1912) предстаёт не столько пёстрая и радостная стихия народных празднеств, сколько затягивающая бездна бездуховного и безобразного разгула. Густые, кричащие краски, уродливо-низменные «рожи» вместо человеческих лиц зримо выражают душевный кризис художника, разочарованного в грубой действительности.
Сапунов погиб, утонув во время лодочной прогулки по Финскому заливу.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)