Художественная энциклопедия - сарматы
Связанные словари
Сарматы
Судя по письменным источникам, сарматы жили в крытых войлоком повозках и, вероятно, в разборных юртах. В тех районах, где сарматы переходили к оседлости, они строили хижины из плетня, обмазанного глиной, и крытые соломой. На городищах Нижнего Днепра и в античных городах-колониях они сооружали дома из необработанного и плохо пригнанного камня. Сарматы оставили яркие памятники декоративно-прикладного искусства, которые представляют одно из самобытных ответвлений так называемого скифо-сибирского "звериного стиля" и отличаются как мотивами изображений, так и приёмами их декоративной стилизации. Оружие, сосуды, одежда, диадемы, культовые и многие бытовые предметы украшались изображениями хищных зверей и птиц (плоскими, рельефными, гравированными, объёмными, ажурными), выполненными из золота, бронзы, кости, рога и камня (например, произведения из Блюменфельдского кургана в Поволжье, V в. до н. э.). На глиняную посуду наносились геометрические мотивы, ручки кувшинов, туалетных алебастровых сосудов моделировались в форме животных. Позже собственно сарматы достигли высокого мастерства в торевтике и ювелирном деле (предметы из курганов в степях междуречья Дона и Днепра). Наряду с изображениями в "зверином стиле" (изогнутые и переплетённые в экспрессивной, напряженной борьбе тела хищников и драконов) появляются изображения крылатых гениев, грифонов, антропоморфных божеств, растительных мотивов, воспринятые как из искусства городов Боспорского царства, так и из среднеазиатского и греко-бактрийского искусства (см. Бактрия). Изображения этого времени тяготеют к роскоши и декоративному изяществу. В III в. до н. э. появляется и во II-IV вв. н. э. достигает расцвета характерный для сарматов так называемый полихромный стиль: одежда, обувь, ювелирные изделия из металла украшаются самоцветами, бусами, бисером, геммами и цветными эмалями; используются также зернь и филигрань (находки из богатых погребений в Волгоградской области, из курганов "Хохлач" и "Садовый" близ города Новочеркасск, I в. до н. э. II в. н. э.). Зооморфные мотивы в искусстве сарматов постепенно всё более стилизуются и вытесняются геометрическим орнаментами. В III-IV вв. "полихромный стиль" сарматов становится более пышным и грубым. В эпоху великого переселения народов племена аланов совместно с готами и гуннами способствовали распространению этого стиля в Центральной и Западной Европе (см. также Германцы древние, Норманны). Сохранившиеся на юге нашей страны группы сарматов в раннесредневековый период смешались с другими народами (в т. ч. славянскими и северно-кавказскими).
Диадема из кургана "Хохлач" близ Новочеркасска. 1 2 вв. Эрмитаж. Ленинград.
Золотой туалетный флакон из кургана "Хохлач" близ Новочеркасска. 1 2 вв. Эрмитаж. Ленинград.
Литература: ИСиНМ, т. 4, М., 1978; ИИН СССР, т. 1, М., 1971; К. Ф. Смирнов, Савромато-сарматский звериный стиль, в кн.: Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии, М., 1976; Скифы и сарматы, К., 1977. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)