Художественная энциклопедия - сецессион
Связанные словари
Сецессион
(нем. Sezession, от лат. secessio отход, отделение), название ряда европейских (главным образом австрийских и немецких) художественных обществ конце XIX начале XX вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших как оппозиция академизму. "Мюнхенский Сецессион" (основан в 1892 Ф. фон Штукой и возглавленный с 1899 Ф. фон Уде) объединял преимущественно представителей немецкой разновидности стиля "модерн".
Одним из главных его мастеров с 1893 был архитектор, график и дизайнер П. Беренс. "Берлинский Сецессион" (основан в 1892 М. Либерманом и др.) включал в основном представителей немецкого импрессионизма. В 1906 общество распалось на два объединения "Новый Берлинский Сецессион" (во главе с Л. Коринтом) и "Свободный Сецессион" (во главе с М.
Либерманом). "Венский Сецессион" (возник в 1897) объединял представителей австрйиского стиля "модерн", получившего название "сецессионстиль". Ядром "Венского Сецессиона" был журнал "Вер Сакрум" ("Ver Sacrum", основан в 1898) орган австрийского литературного символизма (Г. фон Гофмансталь, Р. М. Рильке). В объединение входили крупные живописцы (Г.
Климт, Э. Шиле) и архитекторы (О. Вагнер, И. М. Ольбрих, И. Хофман). Отличительной особенностью "сецессион-стиля" в целом (включая декоративно-прикладное искусство) было тяготение к изысканной декоративности, прихотливой и вместе с тем рациональноупорядоченной прямолинейной орнаментике (в архитектуре в сочетании с простыми геометрическими формами построек).Творчеству архитекторов "Венского Сецессиона" были свойственны поиски рациональных конструктивных решений. Деятельность "Венского Сецессиона" способствовала утверждению как позитивных сторон искусства "модерна" (в архитектуре, книжной графике), так и некоторых свойственных ему упадочнических тенденций.
Литература: см.
при статье Модерн. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.) .