Художественная энциклопедия - шагал
Связанные словари
Шагал
Марк Захарович (1887, Витебск – 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Франция), русский художник, один из лидеров мирового авангарда 20 в., соединивший в своём творчестве древние традиции иудейской культуры с ярким новаторством. Родился в семье приказчика. В 1906 г. начал брать частные уроки у художника-реалиста Ю. М. Пэна. В Санкт-Петербурге посещал Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств (1906—09), студию С. М. Зайденберга и школу Е. Н. Званцевой, где его наставниками были Л. С. Бакст и М. В. Добужинский. В 1910—14 гг. жил в Париже в колонии художников «Улей», сблизился с Г. Аполлинером, М. Жакобом, А. Сальмоном, Р. Делоне и др. авангардистами. В Париже были созданы картины «Я и деревня» (1911), «Автопортрет с семью пальцами», «Скрипач» (обе – 1912). В 1914 г. в Берлине с успехом прошла первая персональная выставка Шагала.
Вернувшись в Витебск в начале Первой мировой войны (1914), Шагал женился (1915) на Белле Розенфельд, дочери богатого витебского торговца. Жена стала героиней многих его картин («Двойной портрет со стаканом вина», 1917; «Над городом», 1914—18; «День рождения», 1915—23). Октябрьскую революцию (1917) художник воспринял с энтузиазмом. В 1918—19 гг. был комиссаром искусств губернского отдела народного образования в Витебске, создавал оформление города к революционным праздникам, пытался организовывать выставки, открывать музеи и школы. Постоянные разногласия с местным руководством заставили художника переехать в Москву.
В своих произведениях Шагал создал индивидуальную мифологию, внутри которой существовали в равновесии Земля и космос, Париж и российская провинция. Характерные пейзажи провинциального Витебска соседствуют в его картинах с символикой иудаизма («Ворота еврейского кладбища», 1917). Творчество Шагала насквозь автобиографично: уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время вечные («Суббота», 1910). В Москве художник написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра (1920—22).
В 1922 г. Шагал уехал в Берлин, где издал книгу мемуаров «Моя жизнь». С 1923 г. жил в Париже, где познакомился с французским издателем А. Волларом, по заказу которого создал иллюстрации к «Мёртвым душам» Н. В. Гоголя (изданы в 1948 г.), «Басням» Лафонтена (изданы в 1952 г.) и Библии (вышла в 1956 г.).
Во время Второй мировой войны Шагал с семьёй эмигрировал в США. С 1941 г. жил в Нью-Йорке («Перья и цветы», 1943). В 1944 г. умерла жена Шагала, но её образ по-прежнему жил в картинах («Вокруг неё», «Свадебные свечи»; обе – 1945; «Ноктюрн», 1947). В 1948 г. художник вернулся во Францию.
После войны Шагал работал для театра (оформление спектакля И. Ф. Стравинского «Жар-птица» в Нью-Йорке, 1945; балета Равеля «Дафнис и Хлоя», 1958; «Волшебной флейты» В. А. Моцарта в Метрополитен-опера, 1967), создал несколько мозаик и витражей для католического храма в Меце, а затем для синагоги при медицинском центре в Иерусалиме; разработал стеклянный фасад здания ООН в Нью-Йорке и проект декора зрительного зала Парижской оперы. В 1977 г. в Лувре состоялась персональная выставка художника. В Хайфе (с 1957 г.) и Ницце (с 1973 г.) существуют музеи Шагала; в 1992 г. открылся дом-музей Шагала в Витебске.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)