Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - шубин федот иванович

Шубин федот иванович

(1740-1805), русский скульптор. Сын крестьянина-помора, Шубин с детства занимался резьбой по кости. В 1759 приехал в Петербург; в 1761-67 учился в АХ у Н. Ф. Жилле. Пенсионер АХ в Париже (1767-70; работал под руководством Ж. Б. Пигаля) и в Риме (1770-72), где изучал скульптуру античности и Возрождения. Творчески освоив лучшие достижения портретной пластики французского рококо, сближаясь в понимании архитектоники портретного бюста с современными ему мастерами русского классицизма, Шубин создал собственный вариант стиля, во многом обусловленный просветительскими идеями XVIII в. Классическая ясность и реалистическая достоверность присущи уже его ранним, выполненным в Италии, произведениям ("И. И. Шувалов", барельеф, "Ф. Н. Голицын" оба мрамор, 1771, ГТГ). В портретах, созданных после возвращения в Россию (в 1773), Шубин демонстрирует аналитический подход к натуре и одновременно раскрывает характер портретируемых в органичной цельности создаваемого им художественного образа. Виртуозное владение техникой обработки поверхности мрамора, мастерское использование возможностей кругового обхода позволили Шубину избежать психологической однозначности в парадно-импозантном портрете А. М. Голицына (мрамор, 1775, ГТГ), передать духовную стойкость и энергию, скрывающиеся за внешней непримечательностью облика З. Г. Чернышёва (мрамор, 1774, ГТГ), раскрыть интеллектуальную сущность внутреннего мира модели в бюсте "Неизвестного" (мрамор, середина 70-х гг., ГТГ). В 70-80-х гг. Шубин работал также в области монументально-декоративной скульптуры (статуи и рельефы для Мраморного дворца, 1775-82, и Троицкого собора Александро-Невской лавры, 1786-89, в Петербурге все мрамор), выполнил для Чесменского дворца 58 медальонов с изображениями русских князей и царей (1774-75), а для Таврического дворца статую "Екатерина II законодательница" (1789-90, мрамор, ГРМ). Особой точности и синтетической многогранности психологической характеристики достиг Шубин в портретах 90-х гг. ("Г. А. Потёмкин-Таврический", мрамор, 1791, "М. В. Ломоносов", гипс, 1792, "А. А. Безбородко", мрамор, около 1798, все в ГРМ). Противоречивое сочетание величия и ничтожества, силы и беспомощности запечатлел Шубин в облике Павла I (мрамор, около 1797, ГРМ). Последние годы жизни скульптора прошли в стеснённых обстоятельствах, во многом связанных с недоброжелательным отношением придворных кругов и АХ к его искусству.

Портрет М. А. Голицына. Мрамор.1775. Третьяковская галерея. Москва.

Литература: К. С. Исаков, Ф. Шубин, М., 1938; О. П. Лазарева, Русский скульптор Ф. Шубин, М., 1965. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое шубин федот иванович
Значение слова шубин федот иванович
Что означает шубин федот иванович
Толкование слова шубин федот иванович
Определение термина шубин федот иванович
shubin fedot ivanovich это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):