Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - швеция

Швеция

(Sverige), Королевство Швеция, государство в Северной Европе, на востоке и юге Скандинавского полуострова. Включает острова Готланд и Эланд в Балтийском море. На территории Швеции сохранились контурные рисунки животных на топорах и орудиях из кости и рога (8-3-е тысячелетие до н. э.), керамические сосуды с линейным, ямочным и штриховым геометрическими узорами, каменные топоры со скульптурными головами оленей и лосей (2-е тысячелетие до н. э.), близкие искусству Северо-восточной Европы (см. Финно-угры). Замечательны многофигурные наскальные рисунки эпохи бронзы (вторая половина 2-го первая половина 1-го тысячелетия до н. э.) в области Бохуслен (схематические изображения людей, животных, птиц, кораблей, сцен битв, ритуальных процессий и др.). В погребальных курганах найдены бронзовое оружие и украшения со спиралевидными узорами, бронзовая и золотая посуда. В первом тысячелетии н. э. под влиянием древних германцев в Швеции появляются изделия в "зверином стиле", сооружаются концентрические по планировке поселения с укреплённым кольцевым валом. Временем образования мелких княжеств (VI-VIII вв.) датируются погребения знати в ладьях с богатым набором оружия и пиршественной посуды. Складывается характерный для древнего искусства Швеции тип орнаментации симметричное плетение в виде сильно стилизованных зооморфных фигур, покрывающих ювелирные изделия (фибулы, подвески-брактеаты). В VII-VIII вв. на острове Готланд переживает расцвет резьба на погребальных камнях-стелах. Стелы украшались фризами со сценами битв и другими сюжетами из скандинавского эпоса. В IX в., в эпоху широкой экспансии шведских викингов в странах Европы (см. Норманны), в декоративно-прикладном искусстве на смену статичным орнаментальным композициям приходит, экспрессивный узор из буйно переплетающихся линий с включёнными в него сильно стилизованными изображениями животных. Широко распространяются литые бронзовые и серебряные статуэтки воинов, языческих богов. После принятия христианства (XI в.) формируется единое шведское государство, складывается средневековая культура. На побережье Балтийского моря возникают города (Сигтуна, Висбю на острове Готланд и др.), нерегулярную планировку которых определяли дороги, связывавшие гавани, места переправ и рынки. Городские здания были преимущественно деревянными; город окружало кольцо каменных или деревянных укреплений. Сооружались также феодальные замки с высокой круглой или квадратной башней в центре. Каменные дома мелких феодалов представляли собой компактные прямоугольные блоки, их торцовые фасады завершались ступенчатыми щипцами. Потребности обороны определяли массивность их стен и небольшие размеры узких окон. Первые христианские церкви в Швеции (прямоугольные в плане, с прямоугольной апсидой) были деревянными. Украшавший их плетёный орнамент резьбы близок языческому искусству (церковь Санкта-Мария-Минор в Лунде, XII-XIII вв.). К церквам часто примыкали каменные башни-колокольни с полукруглыми лестничными башенками по углам, служившие и укреплением. Облик церковных построек Швеции XII-XIII вв. прост и строг. Их аскетическигладкие стены обычно сложены из отёсанного камня и гранита. На формирование зрелого средневекового зодчества Швеции оказали влияние связи с Францией, Германией, Англией, Северной Италией и Нидерландами. Воспринятые извне художественные формы перерабатывались в духе местных традиций. Наряду с трёхнефными базиликальными церквами с трансептом и двумя восточными башнями (собор в Лунде, в декоре которого ощутимы ломбардские воздействия) строились и более простые каменные церкви с прямоугольным хором и низким нефом, перекрытым плоским деревянным потолком и украшенным росписью. На пересечении дорог строились церкви в виде круглой и массивной башни с бойницами. в конце XII в. появились кирпичные церкви со строгим геометрическим узором на фронтонах западных фасадов (церковь в Сиггуне, до 1297). На формирование готики в зодчестве Швеции повлияли французские образцы (собор в Упсале с развитым хором и венцом капелл). Готические церкви Швеции были чаще всего зальными постройками со звездчатыми сводами, опиравшимися на восьмигранные столбы и украшенными нарядными росписями (церковь монастыря в Вадстене, 1369-1430). Церкви острова Готланд выделялись богатым скульптурным убранством порталов, стройными башнями. Романская скульптура Швеции представлена лишь орнаментальными или фигурными рельефами на порталах, капителях и алтарных преградах. Традиции древнего местного зооморфного стиля сочетаются в них с северо-немецкими и византийскими мотивами. Особое место занимала скульптурная школа острова Готланд, где из известняковых пород камня и дерева выполнялись резные порталы, капители, а также грубовато-упрощённые купели, украшенные плоским ленточным или плетёным узором (купель из Норланда, XII в.). С XIII в. их декор обогатился растительными мотивами, масками, наивно-выразительными евангельскими и историческими сценами (купель из церкви в Люнгшё, около 1220). Устойчивость романских традиций в Швеции замедляла проникновение в изобразительное искусство готических форм. Наиболее крупным центром готической скульптуры в Швеции была Упсала, испытывавшая влияния парижской и реймсской школ (убранство собора в Упсале, XIII-XV вв.). На сложение позднеготического искусства в Швеции оказало влияние творчество немецкого скульптора и живописца Б. Нотке из город Любек. Выполненная им деревянная статуя "Св. Георгий" (1489, церковь Стурчюрка, Стокгольм), инкрустированная драгоценными камнями, выделялась динамичной композицией, экспрессивностью поз и движений. Шведской живописи эпохи готики, близкой центрально-европейской, были присущи простота композиции, сдержанность колорита, наивная поэтичность деталей. Широкое развитие получила орнаментальная роспись интерьеров церквей.

В эпоху Реформации (XVI в.) и укрепления королевской власти в Швецию проникла культура европейского Возрождения. В середине XVI в. в зодчестве сложился местный стиль так называемый Ваза-ренессанс (от наименования династии шведских королей Ваза). Для него характерно сочетание местных традиций фортификационной архитектуры с отдельными формами готики, ренессанса, а позже барокко (королевские замки Грипсхольм, 1537, Вадстен, XVI начало XVII вв., прямоугольный в плане, с высокими округлыми башнями по углам и более низкими корпусами, строгую гладь стен которых прорезают редкие окна). Постройки этого стиля отличаются богатством убранства интерьеров (росписи, деревянные панели, инкрустированные светлым и тёмным деревом, декор из стукко, лепные и резные деревянные потолки). Замки дворян отражали влияние ренессансной архитектуры Дании (замок в Турупе, 1545). В средневековом и ренессансном декоративноприкладном искусстве Швеции выделялись обработка металла, ткачество (ковры, гобелены), шитьё жемчугом.

В эпоху расцвета шведского абсолютизма при короле Густаве II Адольфе (1611-32) развернулись градостроительные работы. Во многих городах были созданы строго упорядоченные кварталы и системы площадей, регулярная сеть улиц и каналов (Карльскруна, Гётеборг). Господствующими направлениями в архитектуре стали воспринятый из Франции классицизм и палладианство. Выделились крупные шведские архитекторы Н. Тессин Старший и Н. Тессин Младший. В постройках первого (дворец Дротнингхольм близ Стокгольма) парадная простота и сдержанность форм подчёркиваются отдельными барочными акцентами. Сооружения второго, сочетающие благородную сдержанность с изысканной нарядностью, явились наиболее ярким воплощением шведского барокко (Королевский дворец в Стокгольме). В изобразительном искусстве на протяжении XVII в. складывается национальная художественная школа. Развиваются портретный, пейзажный и анималистический жанры, отражающие воздействие голландского искусства. После кратковременного спада культуры, вызванного неудачами в Северной войне 1700-21, новый её подъём начинается во второй четверти XVIII в. Развиваются скульптура (Ю. Т. Сергель) и архитектура (К. Ф. Аделькранц) классицизма, бытовой жанр (Н. Лафренсен, П. Хиллестрём); достигает расцвета проникнутый реалистическими тенденциями аристократический портрет (А. Рослин, К. Г. Пило, пастелист Г. Лундберг). В XIX в. классицизм в архитектуре сменяется тяжеловесным эклектизмом. В изобразительном искусстве растёт интерес к историческому прошлому страны, её людям и природе, народным сказаниям (живописцы Ю. Г. Сандберг, Э. Лундгрен, М. Ларсон, близкие дюссельдорфской школе, скульптор Ю. П. Мулин), распространяется романтический пейзаж (М. Ларсон, К. Ю. Фалькранц). Реалистические тенденции во второй половине XIX начале XX вв. достигли вершины в портретах и жанровых композициях А. Цорна и Э. Юсефсона (впоследствии эволюционировавшего к символизму), в бытовых сценах К. Вильхельмсона и К. Ларсона, в пейзажах принца Евгения и анималистических картинах Б. Лильефорса, отмеченных чертами импрессионизма. С 1880-х гг. в архитектуре получает развитие "национальный романтизм". И. Г. Класон обращается к традициям "Ваза-ренессанса". Умелое использование цвета и фактуры традиционных материалов (неоштукатуренный кирпич, гранит), выразительность кладки, чёткое выявление структуры здания отличают работы Р. Эстберга (ратуша в Стокгольме). Как реакция на крайности "национального романтизма" в 1920-х гг. формируется аскетичный неоклассицизм (Г. Асплунд), который сменяется рационализмом, возникшим под воздействием идей Ле Корбюзье и "Баухауза" (Асплунд, С. Маркелиус). Шведские рационалисты уделяли большое внимание комплексному формированию городской среды, функциональной разработке новых типов общественных зданий (концертный зал в Гётеборге, архитектор Н. Э. Эриксон). В постройках архитекторов С. Бакстрёма и Л. Рейниуса принципы рационализма сочетались с поисками национального своеобразия, живописностью композиции, естественной связью с ландшафтом, использованием традиционных материалов (в том числе дерева). Во время второй мировой войны 1939-45 в архитектуре Швеции сложилось национальное направление так называемый новый эмпиризм, ориентировавшееся на местные традиции. В 1944-52 на основе комплексной застройки районов был разработан генеральный план Стокгольма, гибко использовавший естественную связь архитектуры с природной средой. В пригородах Стокгольма (Веллингбю, 1951-55; Фарста, 60-е гг.) стройные высотные здания с традиционно строгими плоскостями стен и узкими окнами удачно сочетаются в свободной планировке. В 60-70-х гг. свободная планировка сменяется чёткой пространственной организацией комплексов, в которой невысокие здания образуют ясные геометрические фигуры; в облике зданий усиливаются черты брутализма. Ведётся реконструкция городов, в том числе старого делового центра Стокгольма, решённого в двух уровнях, где оригинально сочетаются пешеходная торговая улица и террасные тракты над магазинами с многообразными сходами и лестницами.

В изобразительном искусстве Швеции XX в. использование приёмов новейших европейских течений (постимпрессионизма, кубизма, фовизма) сочеталось с развитием национальных традиций. Ощущением поэзии родной природы проникнуты ярко декоративные пейзажи И. Агели, И. Грюневальда, серебристые по гамме ландшафты К. Исаксона. К национальному фольклору обращались X. Линквист, Э. Хальстрём; чертами жизнерадостной народной брутальности проникнуты жанровые сцены С. Эриксона. В 30-х гг. представители социально-демократического направления обращались к отдельным приёмам экспрессионизма (живопись и графика А. Амелина, В. Нильсон). Одновременно распространились абстракционизм (М. В. Сванберг), сюрреализм (так называемая Хальмстадская группа во главе с Э. Ольсоном), а с конца 40-х гг. абстрактный экспрессионизм (Т. Ренквист, Г. Ларсон). Демократические традиции национальной школы продолжали А. Фогстедт, А. Фриделль и др. В 50-60-х гг. получило развитие острое социально-критическое направление (Э. Свенсон, А. Фрийс и другие). В шведской скульптуре XX в. выделяются островыразительные монументальные композиции К. Миллеса, Б. Юрта, Б. Марклунда, Э. Эрстрёма, сочетающие черты реализма с фантастикой и символикой, а порой и обращением к средневековому национальному художественному наследию. Более традиционные по форме произведения создают скульпторы К. Эриксон, С. Блумберг и др. Техническая виртуозность отличает графические работы Ф. фон Шанца. К. Ду, Л. Линдеберга. Уделяется внимание проблемам синтеза искусств. В монументальной живописи наряду с тяготением к декоративной экспрессии заметен интерес к национальным традициям народной росписи и резьбы по дереву (оформление Народного Дома в районе Фарста в Стокгольме, 1966, Т. Ренквист). В искусстве Швеции 60-х начала 80-х гг. распространены также многочисленные модернистские течения (поп-арт, гиперреализм и др.).

Церковь в Старой Упсале. Около 1100 1300.

К. Вильхельмсон. "На лодке в церковь". 1909. Национальный музей. Стокгольм.

Литература: ИСиНМ, М., 1981; ВИА, т. 4-5, 7, 10-11, Л.-М., 1966-73; А. В. Иконников, Современная архитектура Швеции, М., 1978; Lindblom A., Svensk konst, Stockh., 1960. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое швеция
Значение слова швеция
Что означает швеция
Толкование слова швеция
Определение термина швеция
shveciya это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):