Художественная энциклопедия - словения
Связанные словари
Словения
Вхождение Словении в 1809-14 в состав так называемых Иллирийских провинций (зависимого от Франции государства хорватов и словенцев) способствовало утверждению патриотических, гражданственных идей. Восстановление власти австрийской монархии вызвало длительный период политической реакции, наложившей отпечаток на культуру Словении. Классицизм в первой половине XIX в. проявился в реконструкции площадей Любляны, скромных и интимных городских и сельских зданиях. В изобразительном искусстве он сосуществовал с романтизмом (жанровые и пейзажные рисунки Ф. Кавчича, портреты М. Лангуса). В жанрово-портретных композициях И. Томинца романтические ноты сочетались с чертами бидермейера. Во второй половине XIX в. в архитектуре проявились эклектические и национально-романтические тенденции, в начале XX в. распространился стиль "модерн". В 1918 Словении вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Югославия). В 20-30-х гг. в постройках И. Плечника, И. Вурайоника, В. Шубица использование национальных строительных традиций (местных материалов, орнаментов) сочеталось с возрастающим стремлением к функциональной оправданности и простоте форм. После землетрясения 1895 была восстановлена и частично реконструирована Любляна, однако на окраинах города стихийно разрастались районы трущоб. В изобразительном искусстве прогрессивные национальные тенденции были связаны с патриотическими памятниками А. Гангла и И. Заеца в духе позднего классицизма, поэтически обобщёнными национальными пейзажами А. Карингера, с портретами и интимными жанровыми сценами братьев Ю. и Я. Шубиц, живописца и педагога А. Ажбе, в которых черты академизма уступали место пленэрным исканиям. В начале XX в. сложился и переживал расцвет словенского импрессионизм (свежие и светлые по гамме национальные пейзажи, нередко со сценами крестьянского труда, И. Грохара, М. Стернена, М. Ямы и Р. Якопича). Живописцы и графики X. Смрекар, И. Вавпотич, Ф. Тратник в поисках национального своеобразия прибегали к символике и стилизации. Работам представителей экспрессионизма в Словении (живопись, графика и скульптура Тратника, братьев Ф. и Т. Краль, В. Пилона) были присущи интерес к крестьянской жизни, острая драматичная выразительность, а порой и социально-критические ноты. В 20-30-х гг. экспрессионизм и сюрреализм (С. Крегар) сосуществовали с тяготением к так называемому поэтическому реализму (утончённые по колориту, интимные и лиричные жанровые сцены, портреты, пейзажи Б. Якаца, Г. А. Коса, Ф. Михелича и др., использовавших приёмы постимпрессионизма). Поиски героикомонументального национального стиля свойственны картинам на темы национальной истории Коса. В скульптуре, испытывавшей воздействие И. Мештровича, тяготение к неоклассической монументальности соединялось с чертами декоративной стилизации. В годы народно-освободительной войны 1941-45 Якац, Михелич, В. Глобочник и др. выполняли антифашистские карикатуры, гравюры и рисунки со сценами партизанской борьбы.
Прогрессивные традиции национальной культуры получили развитие в условиях народной власти и создания в 1945 Федеративной Народной Республики Югославии (с 1963 СФРЮ). После 1945 сооружены новые города с выразительной свободной планировкой, промышленные районы и благоустроенные жилые комплексы с общественными центрами, больницами, школами и т. п. (в Любляне, Копере, Целе), плотины на pp. Сава и Драва. Ведётся реконструкция городов. Для общественных и жилых построек, в которых получили развитие традиции школы Плечника, характерны простые и компактные формы, целесообразность плана и вместе с тем выразительная пластичность структурных деталей из необработанного железобетона и кирпича, тактичное декоративное использование металла, пластиков, дерева, местных пород камня, а также скульптуры, мозаик и фресок (Народная скупщина и спортзал "Тиволи" в Любляне; горсовет в Кране, 1958-60, застройка пл. Революции в Любляне, оба архитектор Э. Равникар).
В изобразительном искусстве, несмотря на обращение художников в 50-х гг. к формально-фактурным и цветовым исканиям (скульптура Я. Савиншека, С. Тихеца, живопись и графика Я. Берника), ведущую роль сохраняют мастера среднего и старшего поколений представители национальных реалистических и гуманистических традиций (Якац, Кос, Михелич, скульптор Л. Долинар). Созданы картины на темы народно-освободительной борьбы и истории словенской компартии (Кос, С. Пенгов), памятники революционным борцам и павшим в годы борьбы с фашизмом (Долинар, братья Б. и З. Калины, Ф. Смерду и др.). Выделяются отмеченные человечностью образов и обострённой экспрессией портреты Г. Ступицы, проникнутые фольклорным началом композиции Михелича, полные суровой героики мозаики М. Прегеля, декоративно-абстрактные витражи Крегара. Развито художественное конструирование промышленных изделий.
Иван из Каствы. Деталь росписи церкви в Храстовле. 1490.
Церковь в Свети-Приможе-над-Камником. Около 1459 1507. Интерьер.
Литература: ИСиНМ, т. 4, М., 1978; Makarovic G., Slovenska ljudska umetnost, Ljubljana, 1981; См. также литературу при статье Югославия. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)