Художественная энциклопедия - соломаткин
Связанные словари
Соломаткин
Леонид Иванович (1837, село Суджа Курской области – 1883, Санкт-Петербург), русский живописец. Происходил из социальных низов, рано осиротел. Бродяжничал, был подпаском, чумаком, «мальчиком» у бродячего торговца. Пешком пришёл из Николаева в Москву, чтобы поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился одновременно с В. Г. Перовым (1855—61), затем перевёлся в Петербургскую академию художеств (1861—66).
Л. А. Соломаткин. «Канатоходка». 1866 г.
Л. А. Соломаткин. «Славильщики-городовые». Вариант 1872 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Художнику принесла известность картина «Славильщики-городовые» (1864), в которой критик В. В. Стасов увидел «чудесный свежий отпрыск федотовской школы». Но если Перов и передвижники развивали критическую направленность работ П. А. Федотова, то Соломаткина роднят с этим живописцем особый юмор, близкий к стихии народного искусства, использование приёмов «малых голландцев» и лубка с его заострёнными, гротескными формами, любовь к ярким, праздничным пятнам чистого цвета («Петрушка», 1878; см. илл. на с. 414), но прежде всего – романтический протест против уродства и жестокости враждебного человеку мира. Его любимые персонажи – бродячие артисты («В погребке», 1864; «Канатоходка», 1866; «Актёры на привале», 1869), бедняки, приплясывающие от холода в ожидании открытия кабака. Однако, в отличие от передвижников, Соломаткин пишет не «униженных и оскорблённых». Его герои, бесприютные, нищие, но свободные, не взывают к сочувствию зрителя; художник не смотрит на них со стороны, будучи сам одним из них. Праздники в картинах Соломаткина превращаются в страшную фантасмагорию, завораживают реальностью кошмарного сна. В «Свадьбе» (1872) жених, невеста и их гости напоминают марионеток, которых дёргает за невидимые нити зловещий кукловод. Весёлый святочный обычай оборачивается вторжением тёмных сил в мирный домашний быт («Ряженые», 1873).
Романтик среди реалистов, творивший в ту пору, когда эпоха романтизма давно миновала, Соломаткин неизбежно должен был остаться в одиночестве. Его судьба сложилась трагически: художник умер почти слепым и глухим, в нищете и забвении.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)