Демократическая Республика
Судан, государство в Северо-Восточной Африке. Среди памятников художественной культуры Судана неолитические глиняные статуэтки животных, лепная
керамика, многочисленные наскальные изображения. Во 2-м тысячелетии до н. э.
искусство Судана развивалось в русле древнеегипетской культуры; к концу 1-го тысячелетия до н. э. всё явственнее проступали черты местного своеобразия (в архитектуре приземистость и массивность пропорций, в монументальных рельефах резкая
светотень, относительная свобода от канонов). По мере утверждения христианства (со второй половины VI в.) возводились церкви, по своей архитектуре и настенным росписям близкие коптскому искусству.
Архитектура Западного Судана XV-XVI вв. (руины города Ури) обнаруживает много общего со средневековым каменным зодчеством стран Восточной Африки. Наиболее характерные типы народного жилища XIX-XX вв. прямоугольные в плане хижины из кирпича-сырца, на побережье Красного моря дома из кораллового известняка с выступающими зарешеченными окнами, у негроидных племён Южного Судана круглые глиняные или плетёные хижины с кровлями из травы. Строительство европейского типа до середины XX в. было сосредоточено в крупных центрах (Хартум и др.). После провозглашения независимости (1956) развёртывается более широкое и планомерное промышленное и жилищное строительство, предпринимаются попытки упорядочивания городская застройки.
Распространённые виды традиционного суданского изобразительного и декоративноприкладного искусства деревянная скульптура, отличающаяся иератизмом и слабой расчленённостью форм, глиняная мелкая пластика; у арабов Северного Судана филигранные работы по меди и серебру, изготовление изделий из кожи; у негроидных народов Южного Судана художественное плетение. С середины XX в. складывается национальная школа изобразительного искусства, которой свойственно соединение местных декоративных и европейских традиций (скульпторы М. Куа, А. Хамид, живописцы X. Аббас, М. О. Бешир, график А. А. Борхан).
Пирамиды северного кладбища в Мероэ. 2 в.
Литература: ИСиНМ, т. 4, М., 1978. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)