Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - суриков василий иванович

Суриков василий иванович

(1848-1916), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1869-75) у П. П. Чистякова. Член ТПХВ (с 1881; см. Передвижники), Союза русских художников. Уже в годы учения обратившись к исторической живописи, Суриков стремился преодолеть условность академического искусства, вводя в свои композиции бытовые мотивы, добиваясь конкретной историчности архитектурного фона и деталей, убедительности свободной группировки фигур ("Княжий суд", 1874, "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы", 1875, обе в ГТГ). С 1877 жил в Москве. Посетил Германию, Францию, Австрию (1883-84), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Суриков страстно любил русскую старину; обращаясь к сложным, переломным моментам в истории России, он искал в них созвучия волнующим вопросам современности. В 80-х гг. Суриков создал свои наиболее значительные произведения монументальные исторические картины "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Берёзове" (1883), "Боярыня Морозова" (1887; все в ГТГ). С глубиной и проницательностью истинного историка Суриков раскрыл в них истоки трагических противоречий истории, логику её движения, показал борьбу исторических сил в петровское время, в период раскола, в годы народных движений. Главным действующим лицом в этих произведениях выступает народная масса, представленная разнообразными типами, раскрывающими национальный русский характер. Сурикова привлекают сильные, яркие личности, концентрирующие в себе бунтарский дух народа: исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине "Утро стрелецкой казни", проникнутая страстью и фанатической убеждённостью подвижничества боярыня Морозова в одноименной картине. С большим мастерством и любовью к созданному народным гением идеалу прекрасного передаёт Суриков облик площадей и улиц старой Москвы, заполненных толпой народа, изображает одежду и утварь, вышивку, резьбу по дереву и т. п. В своих монументальных по форме картинах Суриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события. В его произведениях общий колорит, основанный на гармонии полнозвучных чистых красок, ритм цветовых пятен, фактура и манера наложения красочных мазков служат важным средством передачи общего настроения, атмосферы изображаемого события, психологическими характеристики персонажей. В 1888, после смерти жены, Суриков впал в острую депрессию, оставил живопись. Преодолев после поездки в Сибирь (1889-90) тяжёлое душевное состояние, Суриков создал полотно "Взятие снежного городка" (1891, ГРМ), запечатлевшее обобщённый образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья. В исторических картинах 90-х гг. Суриков вновь обратился к национальной истории, останавливаясь, однако, не на периодах остродраматических социальных противоречий, а на событиях, в которых проявлялись героический дух, единство и мощь русского народа. В картине "Покорение Сибири Ермаком" (1895, ГРМ) мысль Сурикова "две стихии встречаются" раскрыта в смелой удали казацкого войска, в своеобразной красоте человеческих типов, одежд, украшений сибирских племён. В картине "Переход Суворова через Альпы" (1899, ГРМ) воспето мужество русских воинов. Утверждение духовного здоровья, жизнерадостности, избытка внутренних сил русского народа, характерное для исторической живописи Сурикова 90-х гг., проявилось и в исполненных им в эти годы портретах ("Сибирская красавица. Портрет Е. А. Рачковской", 1891, ГТГ). В годы реакции Суриков, верный демократическим традициям, писал (до 1910) картину "Степан Разин" (начата в 1903, ГРМ). Суриков также много работал в технике акварели (преимущественно пейзажи). Патриотическое, правдивое творчество Сурикова, впервые с такой силой показавшее народ как главную движущую силу истории, стало новым этапом в мировой истории живописи. Имя Сурикова присвоено Московскому художественному институту, в Красноярске открыт Дом-музей Сурикова.

"Меншиков в Берёзове". 1883. Третьяковская галерея. Москва.

Утро стрелецкой казни 1881

Боярыня Морозова

Взятие снежного городка.

Покорение Сибири Ермаком.

Апостол Павел объясняет догматы веры

Литература: В. И. Суриков. (Альбом, вступительная статья Н. Г. Машковцева), М., 1960; В. И. Суриков. (Альбом, вступительная статья Д. Сарабьянова), М., 1963; В. С. Кеменов, Историческая живопись Сурикова, 1870-1880-е гг., М., 1963; его же, В. Суриков. Альбом, Л., 1978; В. И. Суриков. Письма. Воспоминания о художнике, Л., 1977. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое суриков василий иванович
Значение слова суриков василий иванович
Что означает суриков василий иванович
Толкование слова суриков василий иванович
Определение термина суриков василий иванович
surikov vasiliy ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):