Художественная энциклопедия - венецианская школа
Связанные словари
Венецианская школа
Распространившиеся в Италии в середине XVI в. феодальная, а затем и католическая реакция вызвали кризис ренессансных идеалов. В поздних произведениях Тициана раскрываются глубокие драматические конфликты; живописная манера приобретает исключительную эмоциональную выразительность. В работах мастеров второй половины XVI в. виртуозность передачи красочного богатства мира, любовь к праздничным зрелищам и многоликой толпе соседствуют с драматическим ощущением динамики и беспредельности природы, духовных порывов больших человеческих масс (творчество П. Веронезе и Я. Тинторетто). В сценах сельской жизни крупнейшие мастера венецианской Террафермы (областей материка, прилегающих к Венеции) утверждали красоту и значительность крестьянского труда и быта (творчество Я. Бассано). В искусстве венецианских мастеров конца XVI в. складываются новые художественные принципы, оказавшие воздействие на развитие европейского искусства XVII в., зарождаются новые жанры исторический жанр, батальный жанр, групповой портрет.
В XVII в. венецианская школа переживает период творческого спада. В работах Д. Фетти, Б. Строцци и Я. Лисса приёмы живописи барокко, реалистического наблюдения и влияние караваджизма сосуществуют с традиционным для Венеции интересом к проблемам колорита. Новый расцвет Венецианской школы относится к XVIII в., когда Венецианская республика стала одним из главных центров разделённой чужеземцами Италии. С этим периодом связан расцвет монументально-декоративной живописи, сочетавшей жизнерадостную праздничность с пространственной динамикой и изысканной лёгкостью колорита (творчество Дж. Б. Тьеполо). Получает развитие жанровая живопись (Дж. Б. Пьяццетта и П. Лонги), архитектурный пейзаж (так называемая ведута), документально воссоздающий облик Венеции (Дж. А. Каналетто, Б. Беллотто). Лиризмом и интимностью отличаются камерные пейзажи Ф. Гварди, тонко передающие поэтическую атмосферу повседневной жизни Венеции. Свойственный венецианским художникам пристальный интерес к проблемам передачи свето-воздушной среды предвосхищает пленэрные (см. Пленэр) искания живописцев XIX в.
Литература: И. А. Смирнова, Тициан и венецианский портрет XVI в., М., 1964; Ю. Д. Колпинский, Искусство Венеции. XVI в., М., 1970; Т. Пиньятти, Венецианская школа. Альбом, перевод с итальянского, М., 1983; Pallucchini R. La pittura veneziana del cinquecento, v. 1-2, Novara, 1944; его же, La pittura veneta del quattrocento, Bologna, 1956; его же, La pittura veneziana del settecento, Venezia, 1960; Levey M., Painting in eighteenth century Venice, 2 ed., Oxf. 1980. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)