Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - верещагин василий васильевич

Верещагин василий васильевич

(1842-1904), русский живописец. Баталист. Учился в петербургской АХ (1860-63), в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864-65). Много путешествовал по России и Западной Европе, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах; погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца "Петропавловск". По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. В тематических сериях картин "Туркестанская" (1871-74), "Балканская" (1877-78 и 1880-е гг.), на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др. Верещагин с глубоким драматизмом показал жестокие будни войны, несущей неисчислимые страдания народам ("После неудачи. (Побеждённые)", 1868, ГРМ; "После атаки. Перевязочный пункт под Плевной", 1881, ГТГ), раскрыл тяжесть и героику ратного труда (триптих "На Шипке всё спокойно!", 1878-79, местонахождение неизвестно), мужество и нравственную силу народа, сражающегося с захватчиками ("Не замай, дай подойти!", 1887-95, ГИМ). В его творчестве романтическое изображение военной схватки впервые в русской батальной живописи уступило место философски глубоким размышлениям о войне ("Апофеоз войны", 1870-71, ГТГ), обличению феодальнорелигиозного фанатизма ("Торжествуют", 1872, ГТГ) и колониализма ("Подавление индийского восстания англичанами", около 1884, местонахождение неизвестно). На основе зарисовок и этюдов с натуры Верещагин создал особый жанр документально-этнографической живописи, имевший большое просветительское значение и окрашенный глубоким гуманизмом, уважением к разным народам и их культуре ("Всадник-воин в Джайпуре", после 1874-76, "В горах Алатау", 1869-70, "Мавзолей Тадж-Махал в Агре", 1874-76, все в ГТГ). В произведениях Верещагина документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, часто с яркой красочностью живописных решений. Условные приёмы академической живописи, постепенно преодолевавшиеся Верещагиным на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения окружающего мира. Стремясь пропагандировать свои гуманистические и антимилитаристские взгляды, Верещагин устраивал выставки в России (1874, Петербург, и др.), Западной Европе, Америке. Пользовавшиеся горячим одобрением демократической общественности, они, как и всё творчество Верещагина, подвергались постоянным нападкам со стороны реакционных кругов России и других стран.

"После атаки. Перевязочный пункт под Плевной". 1881. Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент.

Апофеоз войны, 1871—1872, Третьяковская галерея

Дервиши в праздничных нарядах, 1869—1870, Третьяковская галерея

Наполеон на Бородинских высотах, 1897

Перед атакой. Под Плевной

В покоренной Москве

Всадник-воин в Джайпуре

Двери Тимура (Тамерлана)

Защита Троице-Сергиевой Лавры

Мавзолей Тадж-Махал в Агре

Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде

Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся

На этапе. Дурные вести из Франции

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое верещагин василий васильевич
Значение слова верещагин василий васильевич
Что означает верещагин василий васильевич
Толкование слова верещагин василий васильевич
Определение термина верещагин василий васильевич
vereschagin vasiliy vasilevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):