(ЮАР), государство в Южной Африке. На территории ЮАР сохранились многочисленные наскальные рисунки (датируются от нескольких тысячелетий до нескольких веков до н. э.) петроглифы и росписи, выполненные естественными минеральными красками (фигуры животных, сцены охоты, угона скота, битв). Развитие архитектуры началось с середины XVII в. с сооружения форта на мысе Доброй Надежды, на территории будущего Кейптауна. В созданной голландской Ост-Индской компанией Капской колонии велось интенсивное строительство. В 1666-72 был построен пятиугольный в плане каменный
замок (архитектор П. Домбаер); улицы Кейптауна и многочисленные посёлки, возникавшие в колонии, застраивались зданиями в духе голландской архитектуры XVII-XVIII вв., переработанной в соответствии с местными условиями. В конце XVIII в.
зодчий Л. М. Тибо и скульптор А. Анрейт привнесли в архитектуру ЮАР элементы французского ренессансного зодчества (ордер в обработке фасадов, пышный скульптурный
декор фронтонов). С начала XIX в. в связи с открытием месторождений драгоценных металлов и притоком населения начался интенсивный рост городов, в застройке которых до начала XX в. господствовал
эклектизм. В Кейптауне преобладала неоготика, в Претории удерживались традиции "капской архитектуры", в Йоханнесбурге
неоклассицизм (архитектор X. Бейкер). В конце 20-х гг. в архитектуре ЮАР появились функционалистские постройки (Р. Мартинсен, У. Г. Макинтош), а с 30-х гг. на неё оказывало влияние
творчество крупнейших архитекторов стран Европы, США и Латинской Америки. Для современной застройки городов ЮАР характерен резкий контраст между благоустроенными районами с импозантными зданиями административных центров, торговых фирм, контор, банков, богатых особняков и районами трущоб в неблагоустроенных окраинах. Основной тип сельского поселения коренных народов ЮАР крааль с поставленными по кругу разборными хижинами, образующими внутри
площадь, которая служит загоном для скота.
С конца XVIII в. в ЮАР работали европейские скульпторы (А. Анрейт) и живописцы (Т. У. Боулер, Д. У. Ангас и др.), оказавшие воздействие на сложение изобразительного искусства страны. Среди современных художников выделяются живописец Ж. Секото (создавший галерею портретов своих соотечественников) и резчик по дереву Дж. Кекана. Художники получают образование в местной художественной школе в Ндалени. Живописцы Й. Масике, Э. Нгкобо, А. Нибе стремятся к правдивому отражению жизни современной ЮАР, скульпторы Дж. Кубхека, С. Кумапо, С. К. Седибане украшают резными композициями общественные и административные здания. Заметное развитие получили станковая графика (А. Дламини, Дж. Митчелл), книжная иллюстрация (П. Кларк). Из художественных ремёсел распространены обработка металлов, гончарство, изготовление резной утвари, обработка шкур, плетение.
Ж. Секото. "Материнство".
"Сражение банту с бушменами". Наскальная роспись в Драконовых горах. Древний период. Фрагмент.
Литература: ИСиНМ, т. 5, 1981; ВИА, т. 8, 10-11, М., 1969-73. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)