Словарь литературных терминов - газелла
Связанные словари
Газелла
|——| а |——| а |——|——| а
Имея народное происхождение, песенки, построенные по этому закону, долгое время принадлежали к устной поэзии. Когда стали их записывать и писать новые стихотворения по этой схеме, обычно размещали эти отрезки так:
|——| а
|——| а
|——|
|——| а
Отсюда персидская строфа стала трактоваться обычно, как «персидское четверостишие», хотя весьма неконструктивным должен показаться закон безрифменности именно одной третьей строки.
В. Брюсов («Опыты», 1918) делает большой шаг вперед; он пишет: «Так наз. персидские четверостишия суть, собственно, «двустишия с постоянной внутренней рифмой перед 1-й цезурой»; вот почему 3-й стих (в сущности, «полустишие») остается «без рифмы».
Приводимые в книге примеры пишет все же четверостишиями.
«Есть в жизни миги счастья, есть женщины, вино.
Но всем на ложе смерти очнуться суждено.
Зачем же краткой явью сменяются сны жизни
Для тысяч поколений, — нам ведать не дано».
В тех же случаях, когда 3-я строка каталектически равна остальным, он пишет персидское четверостишие по схеме: а а а' a'.
Предлагаю трактовать персидскую строфу, как трехстишие:
|——| а
|——| а
|——|——| а
Этим мы, может быть, объясним название Газеллы.
В моей песне ревнивый страх.
Испугалась газель в горах.
Два прыжка, разбег, а потом будто крылья на легких ногах.
При такой трактовке схема обычного типа Газеллы будет очень проста: два укороченных стиха, дальнейшие (неопределенное число) вдвое длиннее. Во всех стихах: одна рифма:
|——————| а
|——————| а
|——————————————| а
|——————————————| а
|——————————————| а
|——————————————| а
и т. д.
Тогда второй тип Газеллы предстанет схематически в таком виде:
|————| а |——| в
|————| а |——| в
|——————| а |——| в
|——————| а |——| в
|——————| а |——| в
|——————| а |——| в
и т. д.
Отрезок в — постоянный повтор (припев), обычно очень короткий, одно-два слова.
Восточная музыка и поэзия, в частности, основаны на гипнотической силе повторных волн.
В европейской поэзии разбираемые формы недостаточно разработаны. Можно лишь отметить, как характерный признак, довольно большое количество стоп в стихе.
Иван Рукавишников.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель
Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского
1925