НАУЧНЫЙ РОМАН. Понятие «научного» или точнее «экспериментального» романа (см.) было введено Золя, пытавшимся установить особые
методы художественного творчества, не уступавшие методам естественных наук. В этом значении самый
термин остается только формальным, другой, более реальный смысл связывается с ним по отношению к роману в собственном смысле этого слова, роману особого типа, темой которого является какое-нибудь научное открытие, те или иные факты из области науки и их
приложение на практике. Такой
роман, в сущности, появился очень давно: почти все так называемые «утопии» опирались на научные истины своего времени или на возможное развитие науки в будущем, но поскольку они не преследовали целей «романа», постольку самый термин должен применяться к ним очень условно. Не менее условно к области научного романа можно причислить роман художественной популяризации. Настоящий «научный роман» (Эдгар По является его родоначальником в некоторых своих вещах), связан почти исключительно с именем Уэльса и в будущем несомненно разовьется по его методам и приемам. Конечно, в данном случае, поскольку мы говорим о «научном романе» в смысле художественном, сразу приходится указать на основное значение фантазии или воображения, направленных почти исключительно на необычайную, почти невероятную сторону современной науки, в известном смысле выступившей из границ только мыслимого. Такая особенность современного знания и является связующим звеном между словами «наука» и «роман», иногда целиком покрывающими друг друга. Отсюда неизбежно фантастический характер «научного романа», отличающийся особым реализмом фактического, точного и убедительного опыта. В частности можно, например, указать на вполне реальный характер фантастики такого романа, как «Война в воздухе» Уэльса, блестящие предвидения которого почти единогласно подтверждаются соответствующими трезвыми специалистами.
Так лишний раз подчеркивается, значение художественной интуиции.
Самый метод построения «научного романа» выработался в очень твердые и определенные формы, предуказанные его задачами и целью — показать приложение какого-либо научного открытия на практике, среди людей. Такой роман целиком сосредоточен на развертывании фактического материала, стремительно развивающемся сюжете и потрясающих неожиданностях. А широкий захват всех областей социальной жизни насыщает его такими перспективами, в которых почти исчезает личная психология. Ее место занимают отдельные очень сильные коллективные переживания, символизирующиеся каким-нибудь исключительным событием. В связи со всем этим неизбежен «авантюрный» характер «научного романа»: способность человека стать невидимкой или изобретение нового взрывчатого вещества (какие-нибудь «радиобомбы») само собой являются осью интереснейших и небывалых приключений современных Рокамболей знания. Так «научный роман» ввел новую технику, которая начинает развиваться самостоятельно уже вне связи с фактами науки. Эти факты рассматриваются только как отправная точка для авантюрного романа нового типа, которому, повидимому, суждено вытеснить прежний роман приключений на палубе пиратского корабля или в почтовой карете. Вообще, привлекши новый тематический материал, научный роман открыл некоторые совершенно новые и чисто формальные возможности для художественной прозы.
К. Локс.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель
Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского
1925