Словарь литературных терминов - течение (художественно-литературное)
Связанные словари
Течение (художественно-литературное)
Характерным признаком художественно-литературного течения является его хронологическая ограниченность. К течениям относятся, например — „dolce stil nuovo“ (новый сладостный стиль) — флорентийская группа поэтов конца XII — нач. XIII веков, Гвидо Кавальканти, Данте Алигиери, Дино Фрескобальди, Чино да Пистойа, Джанни Альфани, Лапо Джанни; французская «Плеяда» XVI века, поэты — Ронсар, Дю Беллэ, Баиф, Белло, Жодель, Дора; немецкий романтизм конца XVIII — нач. XIX век. представляемый (старшая группа) бр. Шлегелями, Тиком, Вакенродером, Новалисом; французский натурализм 70-х—90-х годов в лице Золя, Гонкуров, Мопассана, Гюисманса, Додэ; итальянский футуризм нач. XX века — Маринетти, Паоло Буцци, Коррадо Говони, Фольгорэ, Каваккиоли, Паллацески; русский символизм с нач. XX века — К. Бальмонт, Вал. Брюсов, Вяч. Иванов, Ал. Блок, Андрей Белый.
Относительное единство стиля, характерное для течения, не находится в противоречии с индивидуальным своеобразием каждого из принадлежащих к нему поэтов. Своеобразие это придает лишь значительность и яркость художественно-литературному течению. Понятны протесты художников слова против наименования той или иной поэтической группировки — школой, так как с термином «школа» связано понятие выучки и прямого влияния руководителя, почти подражания ему. Не следует смешивать художественно-литературное течение со школой того или иного писателя. Эти понятия друг друга не покрывают. Из участников сборника натуралистов — «Вечера в Медане» — Мопассана, Гюисманса, Сэара, Энника, Поля Алексиса лишь последних трех можно отнести к школе Золя, в кружке которого возник сборник; Мопассан и Гюисманс, как было указано, — участники натуралистического художественно-литературного течения.
С другой стороны, к художественному литературному течению могут быть отнесены иногда и писатели (Ламартин и романтизм), находившиеся вне определенных форм литературных организаций, лишь в силу того единства стиля с какой-либо группой писателей, которое определяется, в конечном счете, общими психологическими и формальными художественными устремлениями эпохи или отдельных социальных групп.
Зачастую «школа» — это та стилистическая традиция, которая преодолевается творцом в борьбе за новый литературный стиль. Такова романтическая школа Флобэра в молодые годы, что отразилось в его юношеских произведениях «Мемуары безумца», «Ноябрь». В «школу» выливаются художественно-литературные течения, когда поэтический канон подлежит строгому, регламентированному соблюдению его участниками. Таково развитие поэзии исландских скальдов и немецких мейстерзингеров (Meistersinger schulen). «Школа» зачастую связана с эпигонством.
В приведенном выше перечне течений мы ограничились крупными поэтическими именами и не касались отдельных группировок в самом течении. Poetae minores, поэты меньшей творческой силы или размаха поэтической деятельности, что объясняется характером их дарования и случайными причинами, например, ранней смертью, — меньшие поэты играют значительную роль в той коллективной продукции, каковой можно считать художественно-литературное течение. Они расширяют воздействие определенного литературного стиля до возникновения литературной моды — явления живого, пока не умерло течение, создают литературный штамп, наконец, обостряют, часто утрируя, некоторые поэтические мотивы и приемы течения.
Характерны в этом отношении судьбы французского романтизма. Такой Poeta minor, как Роже де Бовуар, содействует созданию литературной моды на «средневековье»; Петрюс Борель обостряет мотив демонического, эротического и вместе с Алоизиусом Бертраном, автором «Ночного Гаспара», с его ритмической прозой небольших новелл, составит младшую литературную линию, продолженную Бодлэром; Морис Де Герен, автор «Кентавра», пользуется манерой пластического изображения, развитого позднее парнасцами.
Наименование течений в значительной степени случайно. Таковы английские «лекисты» (поэты озер) — Вордсворт, Соути, Колридж, Т. Мур, как назвал их один современный английский критик, или французские «парнасцы» — Леконт де Лиль, Эредиа, Катюль Мендэс, Диркс, получившие название это по стихотворному сборнику «Современный Парнасе» (1866 г.). Иногда случайные клички, даже пародийного характера прививаются, иногда отпадают. Последнее характерно для французского названия «декаденты» (упадочники) на ряду с названием «символисты», которое сохранилось и закрепилось в науке. Между тем, существовал литературный «партийный» орган «Декадент» (1885 г.) и была написана интересная пародия — «Расплывчивость, декадентские поэмы» (1885 г.).
Но с другой стороны, в наименования влагается часто и определенный смысл. Так, «футуризм» в Италии обозначал устремление к будущему (il futuro) в противовес уклону к прошлому (пассеизму) современной литературы, против чего боролись участники движения. Или — «экспрессионизм», современное течение в Германии, означает искусство эмоционального выражения, связанное с деформацией явлений видимого мира. Оно представляет реакцию «импрессионизму» — как бы пассивному восприятию впечатлений, полученных органами чувств, своего рода подчинению объекту.
Следует остерегаться искажения значения терминов, обозначающих литературное течение, и привнесения в них особого философского или психологического смысла. До настоящего времени, например, мнение Белинского, что романтизм — некоторая душевная неудовлетворенность,живо в обычном представлении. И французский ученый Сейльер в труде «Романтизм реалистов. Флобэр» употребляет термин «романтизм» в таком именно психологическом смысле. Точно также не следует, напр., смешивать «реализм», как хронологически определенное литературное течение, с философским позитивизмом, или считать реализмом, как это сделал Пеллисье в труде «Реализм романтиков» — изображением «правды, действительности». Каждое течение выбрасывает лозунг «правды» — классицизм в лице Буало, французский романтизм пером Гюго или натурализм с Золя, то-есть течения, последовательно отвергавшие своих предшественников. Важно само понимание «действительности», что всегда социально обусловлено. У Буало — это только условная «правдоподобная» правда. Об этом говорят его афоризмы — Jamais de la nature il ne faut s'écarter и Le vrai peut quelquefois n'être pas vraisemblable. У Гюго — психологическая антитетичность жизни, темные и светлые стороны ее, смех и слезы, у Золя — индустриальная культура, капиталистический город и выдвинутый дарвинизмом физиологический человек.
Художественно-литературное течение часто бывает связано с аналогичным течением в области других видов искусства. Параллельно французскому романтизму в литературе развивается романтическое течение в живописи (Делякруа) и в музыке (Берлиоз); английские прерафаэлиты — течение, в котором в равной степени участвуют писатели и художники, Д. Г. Росетти (поэт и художник), Вил. Моррис, Свинборн и художники — Гольман Гент, Берн Джонс, Миллэ.
И при отличии наименований хронологически совпадающих течений разных искусств можно установить единство теорий и аналогии в художественных приемах. Это относится, примерно, к французскому импрессионизму в живописи и натурализму в литературе.
Подобные факты позволяют говорить об едином художественном стиле определенной эпохи, что помогает понять влияние одного вида искусства на другое. Так, в последние десятилетия на Западе особое влияние на литературу оказывают изобразительные искусства.
Характерное сближение поэзии и музыки можно отметить в эпоху средневековья у провансальских трубадуров и немецких миннезингеров.
Из современных историков литературы вопрос о связи и взаимном влиянии различных видов искусств учитывает Оскар Вальцель. Вопрос этот имеет существенное значение для правильного понимания эволюции художественно-литературных течений и при анализе отдельных литературных произведений.
Художественно-литературному течению свойственны определенные внешние организационные формы. К таковым относятся — литературные манифесты (см. Литературный манифест), различные литературные объединения, журналы, издательства.
Литературные объединения многообразны. Каждая эпоха, каждое литературное течение имеет свои характерные особенности. Можно указать, примерно, на западноевропейские средневековые литературные кружки в буржуазных городах-коммунах (Арас), называвшиеся puy (от слова лат. podium — возвышение); кружки при дворах феодалов (у графов Тулузских), — литературные центры провансальской куртуазной поэзии: аристократические салоны XVII века, напр., у госпожи Де Рамбулье, в котором оформился «жеманный» (précieux) стиль, салон, куда входили Руатюр и М-elle Скюдери; cénacle'и (трапезные) французских романтиков, например, у Шарля Нодье; «братство» английских прерафаэлитов, каждый член которого обязывался подписывать свои произведения буквами P. R. B; многочисленные кружки французских символистов, носивших богемский характер — «Гидропаты», «Черная кошка», «Шершавые», «Плевачи»; кружки Одоевского или славянофилов, кружки русских символистов, например, «Башня» у Вяч. Иванова, многочисленные русские современные объединения молодых писателей — московский кружок пролетарских поэтов «Кузница», в который входят М. Герасимов, А. Александровский, В. Казин и др.; группа петроградских писателей «Серапионовы братья» — Ник. Никитины, Вс. Иванов, Ник. Тихонов, Мих. Зощенко и др.
Социальный тип поэта в конечном счете определяется не столько его происхождением, сколько принадлежностью поэта к той или иной социально-художественной среде. Действительно, поэт провансальской куртуазной любви Бернар Де Вентадорн — сын хлебопека, В. Гюго — сын генерала, представителя дисциплины и власти, создает деклассированных, нарушающих социальные узы героев — Эрнани, Рюи Блаза, Вальжана, Гуинплена; дворянин Некрасов — поэт бедноты. В данном случае существенную роль играет профессиональный момент, характер художественного объединения, к которому примыкает поэт.
Так создался дружинный норвежско-исландский поэт-скальд, поэт придворный höfudskalds в противовес народным tulr, и русские «баяны», и провансальские трубадуры. Можно указать также на великих писателей близких ко двору — Расина в эпоху короля-солнца, Людовика XIV, или Кальдерона в Испании XVII века, придворного драматурга Филиппа IV и монаха. Совершенно иной тип писателя представляли энциклопедисты Дидро, Вольтер и пр. Это — писатели публицисты, подготовившие великую французскую революцию; своеобразна антибуржуазная богема романтиков, «Молодая Франция», как они себя называли, или «литератор» индустриальной капиталистической Европы и Америки. Особенности писательского быта и манеры творчества определяют в значительной степени характер художественно-литературного течения.
С литературными объединениями тесно связаны печатные литературные центры течений — журналы. Таковыми были у французских романтиков — журнал «Французская муза», у парнасцев — «Искусство», у немецких романтиков — «Атенеум», у прерафаэлитов — «Расток», у русских романтиков французской ориентации — «Московский Телеграф», у современных московских футуристов — «Леф» (левый Фронт), у немецких экспрессионистов — «Буря» и т. п.
Наконец, важную роль в сплочении и развитии литературного течения играют «партийные» издательства, связанные с определенной поэтической группировкой. Известны — издательство романтиков во Франции Рендюэля, русских символистов — «Скорпион», итальянских футуристов — «Поэзия» и т. п.
При определении характера того или иного течения, его стиля, следует учитывать относительную случайность различных наименований и исходить из индуктивного анализа литературных явлений, связанных с той или иной писательской группой. При этом нужно разграничивать художественно-литературную теорию (см. литературный манифест) и художественно-литературную практику — поэтические произведения, так как первая является важным для художественного творчества организационным моментом, однако, не всегда находящим полное соответствие в художественной практике. Если затем членить в процессе рабочего анализа явления художественно-литературной практики на тематические и стилистические (литературные приемы), — то отличие одного художественно-литературного течения от другого определится противоположным или различным характером, по меньшей мере, двух групп литературных явлений из трех нами указанных. Как явление социальное, художественно-литературные течения индивидуально неповторяемы; их эволюция, однако, закономерна типологически. Возможно установление типологии поэтических теорий, литературных приемов и тематических явлений.
Типология художественно-литературных течений, их стилей — конечная задача теории литературы. История литературы в данном случае дает конкретный исторический материал для теоретической дедукции; в свою очередь, история литературы на этой дедукции строит индуктивное исследование.
Пример — для Франции XIX века, где эволюция литературных (и вообще, художественных) течений отличается особой четкостью, можно говорить о закономерности диалектического развития, от стиля выражения к стилю изображения, от романтизма к реализму, парнасцев к символистам, натурализма к символизму. Можно установить, вместе с тем, и развитие однотипной литературной традиции по линии романтизм, символизм, с одной стороны, и реализм, натурализм, частью, парнасцы, с другой.
В области теории творчества — это прицип вдохновения и труда, личных эмоций и слова, как материала поэзии; в области литературного приема описания — метафорический или эмоционально окрашенный, импрессионистический прием и прямой прием изображения; в тематическом отношении — история, экзотика, природа или современность, индустриальная городская культура.
В определенный хронологический момент — художественно-литературное течение представляется как бы равнодействующей социально обусловленных поэтических мотивов и литературных приемов. Последние определяются в свою очередь состоянием материала поэзии — слова, того языкового фонда, которым пользуется поэт, и профессиональными поэтическими приемами его обработки. Теория творчества играет в данном случае, как указывалось, существенную организационную роль для поэтической деятельности. Методологически правильное определение художественно-литературного течения имеет особо важное значение в истории литературы. Действительно, последней, как науке исторической, для правильного представления о процессе в области художественной литературы, следует исходить из эволюции коллективных движений, каковыми и являются художественно-литературные течения. Анализ единичного поэтического произведения, изучение творчества отдельного писателя — подготовительные ступени к определению литературного стиля того или иного течения. История художественной литературы — предельно безымянная история художественно-литературных течений, литературных стилей.
М. Эйхенгольц.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель
Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского
1925