Энциклопедия культурологии - верлибризация
Связанные словари
Верлибризация
ХХ век четко сформулировал идею необходимости семиотического билингвизма в культуре. В наиболее общем виде эта идея выражена в принципе дополнительности Нильса Бора, а затем переформулирована применительно к семиотическим системам Ю. М. Лотманом, писавшим, что неполнота нашего знания о мире должна компенсироваться стереоскопичностью тех точек зрения, при помощи которых мы смотрим на мир. Сущность В. в стихотворении начала ХХ в. заключается в том, что метр в рамках неомифологического сознания возвращается к своим праистокам, к архаическому "первобытному синкретизму", по выражению А. Н. Веселовского, создателя исторической поэтики. Метр (см. СИСТЕМА СТИХА) в архаическом обществе был частью синкретического ритуального действа, в котором нет разделения на авторов и зрителей, в котором все участники, все в равной степени вовлечены в ритуал. Аналогом архаического ритуала была средневековая карнавальная культура (см. КАРНАВАЛИЗАЦИЯ), где все переворачивалось с ног на голову и все отсылало ко всему. Возврат интереса к архаическому сознанию на новом витке в утонченной форме неомифологической культуры ХХ века и актуализировал такой стих, который отсылает ко всем другим системам стиха (см. ВЕРЛИБР). Однако В. пронизывала всю культуру начала ХХ в., наряду с противоположным явлением логаэдизацией (см. ЛОГАЭДИЗАЦИЯ). Суть В. в культуре ХХ в. заключалась в том, что система, любая музыкальная, живописная, кинематографическая, философская, поэтическая, прозаическая, даже архитектурная, строилась как система цитат -реминисценций к более ранним текстам. Практически весь кинематограф как специфическое искусство ХХ в. есть аналог В. (см. КИНО, ИНТЕРТЕКСТ). Музыкальный верлибризм это прежде всего неоклассицизм, где первую скрипку играл И. Ф. Стравинский. Так, его знаменитая сюита – действо "История солдата" построена как инкорпорирование и взаимодействие самых различных музыкальных систем, а все произведение строится как система цитат и реминисценций к широкому кругу музыкальных форм и жанров (см. ВЕРЛИБР): "В "Истории солдата", писал музыковед М. С. Друскин, виртуозно варьируются народные мотивы скоморошьего склада, отзвуки бытовых напевов, предвестия джаза (танго, регтайм), помпезные военные марши и протестантский хорал". В изобразительном искусстве аналог В. сюрреализм (см. СЮРРЕАЛИЗМ) с его идеологией сочетания несочетаемых элементов в одном изобразительном поле. В архитектуре это стиль "югенд" начала века. В философии такие явления, как морфология истории О. Шпенглера, культурологические идеи М. М. Бахтина (см. ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН, КАРНАВАЛИЗАЦИЯ), концепция игры Й. Хейзинги, историософия А. Дж. Тойнби, этногенетические концепции Л. Н. Гумилева в целом те философские построения, которые относятся к междисциплинарным исследованиям. Апофеоз В. постмодернизм Жака Деррида и Жана Бодрийара, на русской почве его вариант, мотивный анализ Бориса М. Гаспава.
Словарь культуры XX века.
В.П.Руднёв.