Энциклопедия европейского искусства - айец
Связанные словари
Айец
, Франческо (Hayez, Francesco) 1791, Венеция — 1882, Милан. Итальянский живописец, рисовальщик. В 1798—1801 обучался в Венеции у Ф. Маджотто, посещал галерею Фарсетти, изучая античную скульптуру, в 1803—1804 занимался в студии Л. Куерены, с 1806 — в венецианской Академии художеств у Т. Маттеини. Побывал во Флоренции, где изучал живопись мастеров Возрождения. В 1809, победив на конкурсе, едет в качестве пенсионера в Рим (до 1816). В 1812 картиной Лаокоон (Милан, галерея Брера) одерживает победу на конкурсе миланской Академии Брера. В 1815 получает первую премию за рисунок с натуры на тему "атлет-победитель" на конкурсе в Академии Св. Луки в Риме. В том же году посещает по приглашению А. Кановы Флоренцию, а затем как стипендиат премии, учрежденной Мюратом, едет на месяц в Неаполь, где выполняет рисунки с памятников античности для Истории скульптуры Л. Чиконьяры. С 1813 владеет наряду с известными художниками мастерской в палаццо Венеция в Риме. В 1817 возвращается в Венецию. С 1820 переселяется в Милан, где в 1822 открывает художественную студию. Выезжает в Рим (1842), Неаполь (1844), Венецию (1853), Вену (1832, 1868), Неаполь (1875). Профессор исторической живописи Академии Брера (1850), почетный член неаполитанской (1831), венской (1836), болонской (1860) академий, кавалер ордена Савойи (1868). Писал картины на исторические сюжеты, прославился как портретист. В 1813—1838 занимался монументальной живописью. В полотне римского периода Ринальдо и Армида (1814, Венеция, галереи Академии) яркий колорит и контрастная светотень свидетельствуют об изучении палитры венецианских мастеров, знании работ Пьяццетты, а также Д. Пеллегрини и Т. Маттеини, любивших изображать сцены в пейзаже. В картине Улисс при дворе Алкиноя (1814—1816, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте) избранный сюжет, строгий пластицизм форм, преобладающая над живописностью графичность рисунка выразили новые увлечения художника в художественной среде Рима. Первой работой Айеца в монументальной живописи явились росписи римского палаццо Торлония (1813), осуществленные вместе с Камуччини, Г. Ланди, П. Паладжи. Скульптурная массивность и позы фигур во фресках на сюжеты из истории Тезея указывают на увлечение скульптурой Кановы и античной пластикой. В 1817—1818 Айец выполняет росписи люнетов музея Кьярамонти, программа которых была составлена Кановой. Разделяя воззрения Кановы и Минарди на необходимость возрождения национальной традиции фресковой живописи, художник создает композиции на аллегорические и исторические сюжеты (Скульптура, Архитектура, Основание школы рисунка, Возвращение в Рим произведений, вывезенных Наполеоном во Францию). В выполненных в Венеции росписях зала Главного совета Королевского дворца (1817) и зала Старых Прокураций (1817), фресках палаццо Дзабарелла (1817) и Дузе-Манин (1819) в Падуе, венецианского палаццо Марчелло-Пападопули (1819) на сюжеты из жизни Сократа художник обнаруживает великолепное знание приемов живописной декорации Геркуланума и Помпеи, в которую он включает аллегорические сцены и фигуры мифологических персонажей. В портретах венецианского периода Автопортрет с семьей (1807, Тревизо, Гор. музей) и Л. Чиконьяра с семьей (1816—1817, Италия, частное собрание) за общей представительностью композиции чувствуются тонкая наблюдательность и лиризм образов. В Милане Айец сближается с представителями ломбардской художественной интеллигенции, включаясь в дискуссии романтиков и классиков. Разделяя взгляды первых, он обращается к сюжетам из национальной истории, литературных произведений. Полотна Пьетро Росси перед разлукой с семьей (1820, Милан, галерея Брера) и Граф Карманьола поручает семью герцогу Гонзага (1821, Италия, частное собрание) стали воплощением идеалов итальянских романтиков. Об этих произведениях восторженно писали А. Маццони и Стендаль, а Дж. Мадзини в книге Современная итальянская живопись (1840) назвал Айеца "главой национальной исторической живописи". Эти и последующие многочисленные картины на романтические сюжеты (Сицилийская вечеря, 1821—1822, Рим, Нац. галерея современного искусства; Беглецы из Парги, 1831, Брешия, галерея Тозио-Мартиненго; Крестоносцы у стен Иерусалима, 1838—1850, Турин, Королевский дворец) написаны в манере академической исторической живописи с привнесением в сцены элементов бытового жанра. Резкие контрасты света и тени, звучная венецианская палитра придают им театральную декоративность. В 1820—1830 художник работает над росписями Королевского дворца в Милане. Портреты раннего миланского периода — Семейство Стампа (1822—1823, Милан, галерея Брера) и Сестры Гамбрини (1835, Милан, частное собрание), Автопортрет с группой друзей (1824—1827, Милан, частное собрание) — обнаруживают интерес к новым романтическим формам портрета — изображению моделей в пейзаже, сопоставлению характеров и темпераментов. Портреты 1830—1870-х различны по манере исполнения. Образы близких художнику людей (Скульптор П. Маркези, 1830, Милан, Галерея современного искусства; А. Росси-Айец, 1875, Милан, галерея Брера) переданы с глубоким и теплым чувством. Более отвлеченны и декоративно изысканны портреты ломбардских аристократов (Дж. Польди-Пеццоли, 1851, Милан, галерея Польди-Пеццоли; К. ди Бельджойозо-Тривульцио, 1832, Флоренция, частное собрание), написанные в классической ломбардской живописной традиции. Разнообразие характеров и глубина психологической характеристики делают портреты А. Маццони (1841), М. Д’Адзельо (1864), К. Б. Кавура (1864), Дж. Россини (1870, все — Милан, галерея Брера) вершиной творчества Айеца-портретиста. Традиции новой веристской образности в искусстве XIX столетия закладывают серия автопортретов художника (1848, Милан, галерея Брера; 1860, Флоренция, галерея Уффици; ок. 1870, Милан, частное собрание; 1878, Венеция, галереи Академии), его графические портреты (Дж. Паста, 1831, Милан, частное собрание; Двое художников, 1825, Италия, частное собрание). Среди учеников Айеца были Дж. и Д. Индуно, К. Бельджойозо, К. Корниенте, А. Фокози и др. В 1890 скульптором Ф. Барцаги был выполнен памятник Айецу, установленный около галереи Брера.
Лит.: Федотова Е. Д. Франческо Айец. М., 2001; Hayez F. Le mie memorie, a cura di G. Caroti. Milano, 1890; L’Opera completa di Hayez. Catalogo della mostra, a cura di M. C. Gozoli, F. Marzocca. Milano, Palazzo Reale-Sala delle Cariatidi di Acc. Pinacoteca, Biblioteca di Brera. Nov. 1983 — Febr. 1984. Milano, 1983.
Е. Федотова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое айец
Значение слова айец
Что означает айец
Толкование слова айец
Определение термина айец
ayec это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):