Большой энциклопедический словарь - каргополь
Связанные словари
Каргополь
Изделия из золотого и бисерного шитья делались на заказ и продавались по всему региону. В Каргополье работали гончары, плотники, ткачи и красильщики тканей. Живописцы иконописных мастерских писали иконы для храмов и по заказам обывателей своеобразным "северным письмом". Каменное строительство древнего городаПостройкой в 1562 Христорождественского собора начинается каменное строительство в Каргополье.
С этого времени складывается белокаменный облик города. В 1678-80 возводится церковь Рождества Богородицы, в 1682-92 Благовещенская церковь, составившие, вместе с окружающими постройками, единый архитектурный ансамбль Новой Торговой площади, сохранившийся до наших дней.От древних времен сохранились в городе остатки земляного вала, на котором до начала 18 в. стояли деревянные стены с девятью рублеными башнями, крытыми шатрами. В 1612-14 эта крепость выдержала несколько осад польских интервентов и разбойничьих шаек.город в 18 в.С началом петровских преобразований и переносом центра активной жизни на Балтику Каргополь, потеряв свое экономическое значение, приходит постепенно в упадок. В 1765 в городе разразился страшный Пожар, в котором сгорело свыше трехсот жилых домов. Пожар не пощадил храмы, торговые ряды, административные здания.В 1776 Каргополь стал уездным городом Олонецкой губернии. В этот же год указом Екатерины II ему был пожалован городской герб: в голубом поле агнец, лежащий на пылающем костре.город в 19 в.В 19 в. Каргополь малоприметный уездный город. Промышленное развитие не коснулось его уклада, Северная железная дорога прошла в 90 км к востоку от города. Жители Каргополя и его окрестностей продолжали заниматься традиционными промыслами, среди которых отдельное место принадлежит гончарству, породившему известную каргопольскую игрушку.Современный городСегодня Каргополь районный центр с населением около 15 тыс. человек. В городе работают несколько перерабатывающих заводов, открыты филиал архангельского производственного объединения "Беломорские узоры", Краеведческий музей и Педагогическое училище.Литература:Гемп К. П. Каргополь. Архангельск: Северо-зап. изд-во, 1968.Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. Л.: Художник, 1986.Гунн Г. П. Каргополье и Онега. М.: Искусство, 1989.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области.Возникновение промысла Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, ее возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.Особенности производства Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка. Первоначально игрушки, как и посуда, были "обварными".
После обжига раскаленное изделие погружали в "болтушку" густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки черный кружевной узор.Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью. В начале 1930-х гг. гончарный промысел постепенно сошел на нет, еще раньше прекратилось изготовление игрушек.
Лишь несколько мастеров продолжали их делать.Особенности каргопольской игрушки Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы И. В. и Е. А. Дружининых, работавших в 1930-40-х гг. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщенные детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.Современная каргопольская игрушка Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают ее более изящной, порой четче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин.
Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остается полкан полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах. Использование новых форм и сюжетов Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведенный цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись. В 1970-х гг. А. П. Шевелев, один из известнейших каргопольских игрушечников, пробовал делать поливные игрушки, которые напоминали прежние, "обварные".Бабкина и другие мастера Среди каргопольских игрушечников особое место отведено У.И. Бабкиной, единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у нее забытому ремеслу. Каргопольский промысел всегда был семейным у Шевелевых, Завьяловых, Рябовых и др.
секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Только в 1967 в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия "Беломорские узоры". В городе работает Школа искусств, где детей учат и лепке игрушек. Литература: Рогов А. П. Черная роза. Книга о русском народном искусстве. М.: Современник, 1978. Основы художественного ремесла / Под ред. В. А. Барадулина. М.: Просвещение, 1979.Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. Л.: Художник, 1986.Гунн Г. П. Каргополье и Онега. М.: Искусство, 1989.Н. В. Гаевская А. Л. Иорданский КАРДАМОН многолетняя трава семейства имбирных. Во влажных горных лесах Юж. Индии. Семена используют как пряность. Культивируют главным образом в Индии, Индокитае, Юж. Китае и на о. Шри-Ланка. .