Большая Советская энциклопедия - антуан андре
Связанные словари
Антуан андре
═ Создавая Свободный театр, А. выступил против мелодрамы, мещанской драматургии. Горячий поклонник и пропагандист эстетических принципов Э. Золя, А. считал, что театр должен правдиво показывать жизнь, ставил пьесы, в которых действовали крестьяне, мелкие буржуа, рабочие. Заслугой А. являлась и пропаганда передовой иностранной драматургии. Он впервые во Франции поставил «Власть тьмы» Л. Толстого (1888), «Привидения» (1890) и «Дикую утку» (1891) Ибсена, «Нахлебник» Тургенева (1890), «Ткачи» Гауптмана (1893) и др. А. добивался от актёров естественности, простоты исполнения, ратовал за постоянный состав труппы, за спаянный актёрский ансамбль. Постановки А. отличались смелыми для своего времени естественными мизансценами, каждый персонаж спектакля был наделен индивидуальным характером, имел определённую сценическую задачу. А. применял разнообразные постановочные средства, помогающие создавать жизненно-достоверную атмосферу на сцене. Воспоминания А. о Свободном театре, о Театре Антуана и «Одеоне» ≈ один из ценных документов по истории французского театра конца 19 ≈ начала 20 вв., в них изложены его взгляды на театральное искусство и драматургию. В 1897 А. с группой артистов Свободного театра гастролировал в странах Европы, в том числе в России (Петербург, Москва, Киев, Одесса).
═ Соч.: Mes souvenirs sur ie Thétre Libre, P., 1921; Mes souvenirs sur ie Thétre Antoine et sur l'Odéоn, P., 1928; Рус. сокращ. пер. ≈ Дневники директора театра, общ. ред. А. А. Гвоздева, М.≈Л., 1939.
═ Лит.: Мовшенсон А., Вступ. статья, в кн.: Антуан А., Дневники директора театра, сокращ. пер. с франц., М.≈Л., 1939; Гвоздев Л. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий. Очерки, М.≈ Л., 1939; Kovatchevitch М., La vie, l'oeuvre, l'influence et ie prestige de Andre Antoine..., Clermon-Ferrand ≈ P., 1941.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978