Большая Советская энциклопедия - байрон джордж ноэл гордон
Связанные словари
Байрон джордж ноэл гордон
В обстановке политической реакции 1813‒ 1816 трагическое мироощущение Б. углубляется, что отражено в его лирике и поэмах т. н. восточного цикла: «Гяур» (1813), «Абидосская невеста» (1813), «Корсар» (1814), «Лара» (1814), «Осада Коринфа» (1816), «Паризина» (1816). Герои этих поэм ‒ люди, порвавшие со своей средой, вставшие на путь непримиримой борьбы, мести, даже преступлений. Покинув Англию в 1816, Б. поселился в Швейцарии на берегу Женевского озера; встретившись здесь с П. Б. Шелли, стал его другом. Настроение Б. этого периода нашло выражение в поэме «Шильонский узник» (1816). Олицетворением бесстрашия и свободолюбия явился образ Прометея (стих. «Прометей»). Герой философско-символической поэмы «Манфред» (1817) презирает власть, успех, порывает с религией; однако индивидуализм сказывается в его характере ещё сильнее, чем у героев восточных поэм.
В 1817‒20 Б. жил в Венеции. С глубоким сочувствием отнёсся он к судьбе итальянского народа, страдавшего под игом Австрии. В эти годы написаны поэмы «Жалоба Тассо» (1817), «Мазепа» (1818), 3-я и 4-я песни «Чайльд Гарольда» (1816‒17), где сказалась вера Б. в силы народа.
«Песня для луддитов» (опубл. 1830) ‒ отклик на новую волну рабочего движения. В 1818 написана поэма «Беппо», знаменующая возникновение нового вида сатиры в творчестве Б. В стихотворении «Ода к Венеции» (1818) и политической поэме «Пророчество Данте» (1819) Б. призывал итальянцев бороться за объединение Италии, национальную независимость и свободу. В 1820‒21 жил в Равенне, где стал деятельным членом организации карбонариев В трагедиях «Марино Фальеро, дож Венеции» (изд. 1821), «Сарданапал» (1821), «Двое Фоскари» (1821) одной из причин гибели героев является их оторванность от народа. В философско-символической драме «Каин» (1821) герой-бунтарь, усомнившийся во всеблагости бога, возмущён униженностью и страданиями человека. В Пизе Б. создаёт драматическую трилогию на библейский сюжет «Небо и земля» (закончена только 1-я часть), семейно-психологическую драму «Вернер» (1822), поэму «Остров» (1823). Поэма «Видение суда» (1822) ‒ пародия на одноименную поэму Р. Саути, прославлявшую умершего короля Георга III. В сатире «Ирландская аватара» (1821, полн. изд. 1831) Б., описывая торжественную встречу, устроенную Георгу IV в Дублине, клеймит ирландцев за раболепие и забвение национальной чести. Поводом для политической сатиры «Бронзовый век» (1823) послужил конгресс Священного союза в Вероне (1822), принявший решение подавить революционное движения в Европе. В Пизе и Генуе Б. продолжал работать над стихотворным романом, начатым в 1818, ‒ «Дон Жуан» (16 глав или песен; 17-я незаконч.). Рисуя экзотические картины и романтические приключения героя, Б. вместе с тем выступил как обличитель современного общества. Вместо характерной для него прежде проблемы «человек и мир» в «Дон Жуане» возникает проблема «человек и среда», приближающая Б. к реализму.
В июле 1823 Б. отправился в Грецию, чтобы принять участие в освободительной борьбе греческих патриотов против турецкого ига. В декабре 1823 он достиг г. Миссолунги, где заболел лихорадкой и умер. Героической борьбе греков Б. посвятил стихи «Песнь к сулиотам», «Из дневника в Кефалонии», «Последние слова о Греции». Память его была отмечена в Греции народным трауром.
Поэтическая страстность, глубокий лиризм, идейная смелость, выразительность образов сделали Б. одним из любимейших поэтов в Европе 19 в. Влияние, оказанное Б. на всю мировую, в т.ч. русскую, литературу, очень велико.
С именем Б. связано общественное умонастроение в европейской литературе начала 19 в. под названием байронизм. Противоречивостью мировоззрения Б. обусловлено то, что с этим умонастроением ассоциировались индивидуализм, подчёркнутая разочарованность в общественной жизни, особый интерес к диким, экзотическим странам, но также бунтарский дух, свооодолюбие, готовность бороться на стороне угнетённых народов.
Высокую оценку получило творчество Б. у русских писателей и критиков.
Соч.: The works. A new revised and enlarged, ed., v. 1-13, L., 1898-1904; Byron's letters and diaries, ed. by P. Quennell, v. 1‒2, [L.], 1950; Selected verse and prose works including letters and extracts from Lord Byron's journals and diaries, L.‒Glasgow, 1965; в рус. пер. ‒ Сочинения, т. 1‒3, СПБ. 1904‒05; Драмы, П.‒М., 1922; Лирика и сатира, М., 1935; Избр. произв. в одном томе, [вступ. ст. А. В. Луначарского], Минск, 1939; Поэмы, [вступ. ст. М. Заблудовского], т. 1‒2, М., 1940; Избр. произв., [вступ. ст. А. А. Елистратовой], М., 1953; Дон Жуан, пер. Т. Гнедич, [вступ. ст. Н. Дьяконовой], М.‒Л., 1959; Пьесы. [Вступ. ст. А. А. Аникста], М., 1959; Дневники.‒Письма, М., 1963.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 462‒63; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 1‒13, М., 1953‒59 (см. Указатель); Розанов М. Н., Очерк истории английской литературы XIX в., ч. 1 ‒ Эпоха Байрона, М., [1922]; Жирмунский В. М., Байрон и Пушкин, Л., 1924; Елистратова А. А., Байрон, М., 1956; её же. Наследие английского романтизма и современность, М., 1960; Кургинян М., Джордж Байрон, М., 1958; Алексеев М. П., Из истории английской литературы, М.‒ Л., 1960; Клименко Е. И., Байрон, Язык и стиль, М., 1960; Gray D., The life and work of Lord Byron, Nottingham, 1964; Joseph M. K., Byron the poet, L., 1964; Marchand L. A., Byron's poetry..., Boston, 1965; его же, Byron. A. biography, v. 1‒3, N. Y., 1957.
М. С. Кургинян.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978