Большая Советская энциклопедия - беллини (семья итальянских живописцев)
Связанные словари
Беллини (семья итальянских живописцев)
Беллини (Bellini), семья итальянских живописцев ‒ основоположников искусства Возрождения в Венеции. Живопись главы семьи Якопо Б. (около 1400 ‒ 1470/71) при мягкой лиричности образов во многом сохраняет связь с готическими традициями («Мадонна с младенцем», 1448, Пинакотека Брера, Милан). В полных живых наблюдений рисунках Якопо Б. (зарисовки античных памятников, архитектурной фантазии, многофигурные сцены в альбомах рисунков ‒ Британский музей, Лондон, и Лувр, Париж) отражаются интерес к проблеме перспективы, влияние Андреа Мантеньи и Паоло Уччелло С Джентиле Б. (около 1429 ‒ похоронен 23.2.1507), сыном Якопо Б., связано зарождение венецианской жанрово-исторической картины. Его монументальные многофигурные композиции с несколько сухим тщательным рисунком и светлым праздничным колоритом увлеченно повествуют об уличной жизни Венеции («Процессия на площади Сан-Марко», 1496, «Чудо святого креста», 1500,‒в Галлереи Академии, Венеция). В своих портретах Джентиле Б. педантически точно воспроизводит облик модели. Крупнейшим венецианским мастером кватроченто был второй сын Якопо ‒ Джованни Б. (около 1430‒29.11.1516), творчество которого заложило основы искусства Высокого Возрождения в Венеции. Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Б., отражающие влияние Мантеньи («Оплакивание Христа», около 1470, Пинакотека Брера, Милан), сменяются к концу 1470-х гг. под воздействием Пьеро делла Франческа и Антонелло да Мессина гармонически ясными, жизнеутверждающими произведениями, в которых величавым человеческим образам созвучен широкий одухотворённый пейзаж («Преображение», 1480‒85, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь; «Аллегория», так называемая «Озёрная мадонна», 1490-е гг., Галерея Уффици, Флоренция; «Пиршество богов», 1514, Национальная галерея, Вашингтон). В этих работах мягкая гармония звучных, словно пропитанных солнцем, насыщенных цветов и тонкость светотеневых градаций создают ощущение воздушной среды. Многочисленным «мадоннам» Джованни Б. («Мадонна с деревцами», 1487, Галерея Академии, Венеция; «Мадонна», 1488, Академия Каррара, Бергамо) присущи то ясная, спокойная торжественность, то лирически-интимная созерцательность. В творчестве Джованни Б. сформировались классически упорядоченная ренессансная композиция алтарной картины («Мадонна на троне в окружении святых»1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) и полный интереса к яркой человеческой личности гуманистический портрет (портрет дожа Л. Лоредана, около 1502, Национальная галерея, Лондон), Из достижений Джованни Б. исходили в своём творчестве его ученики ‒ Джорджоне и Тициан
Лит.: Гращенков В. Н., Портреты Джованни Беллини, в сборнике: От эпохи Возрождения к двадцатому веку, М., 1963: Gronau G., Die Künstlerfamilie Bellini, Bielefeld‒Lpz., 1909: Pallucchini R., Giovanni Bellini, Mil.,1959; Bottari S., Tutta la pittura di Giovanni Bellini, v. 1‒2, Mil., 1963.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое беллини (семья итальянских живописцев)
Значение слова беллини (семья итальянских живописцев)
Что означает беллини (семья итальянских живописцев)
Толкование слова беллини (семья итальянских живописцев)
Определение термина беллини (семья итальянских живописцев)
bellini (semya italyanskih zhivopiscev) это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):