Большая Советская энциклопедия - боровиковский
Связанные словари
Боровиковский
I
Боровико́вский
Владимир Лукич [24.7(4.8).1757, Миргород, — 6(18).4.1825, Петербург], русский и украинский художник-портретист. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди — иконописцев, исполнял иконы и портреты, во многом ещё близкие традициям украинского искусства допетровского времени. С конца 1788 — в Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого (См. Левицкий), а с 1792 занимался у И. Б. Лампи. На мировоззрение и эстетические взгляды Б. оказала также влияние близость с В. В. Капнистом, Г. Р. Державиным и особенно Н. А. Львовым. В начале 1790-х гг. наряду с композициями на религиозные сюжеты стал писать миниатюры (портрет В. В. Капниста, Русский музей, Ленинград) и главным образом близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты («Лизынька и Дашинька», 1794, «Торжковская крестьянка Христиния», около 1795, — оба в Третьяковской галерее). За портреты в 1795 получил звание академика, а в 1802 — советника петербургской АХ. Со 2-й половины 1790-х гг. в портретах Б. находят яркое выражение черты Сентиментализма. Б. разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от «света», на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности. Образы Б., особенно в женских портретах, при всём различии свежо и живо схваченного индивидуального облика модели, отмечены общностью идиллического настроения. Б. пишет своих персонажей (портреты М. И. Лопухиной, 1797, Третьяковская галерея, В. И. Арсеньевой, 1795, Русский музей) в лёгком повороте, со склоненной головой, погруженными в нежную задумчивость на фоне окутанного дымкой паркового пейзажа. Русскую императрицу («Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», 1794, Третьяковская галерея; вариант начала 19 в. — Русский музей) Б. изобразил идущей по аллее, в салопе и с левреткой. С начала 19 в. в работах Б. (особенно в парадных портретах А. Б. Куракина, 1801—02, Третьяковская галерея, Павла I, 1800, Русский музей) характеристика становится всё более прозаической, а живописная манера (под влиянием Классицизма) — энергичной и чёткой [портрет неизвестной в тюрбане (вероятно, писательница А. Л. Ж. де Сталь), 1812, Третьяковская галерея].
Лит.: Архангельская А. И., Боровиковский, [М.], 1946; Алексеева Т. В., Боровиковский, М., 1960.
В. Л. Боровиковский. Портрет работы И. В. Бугаевского-Благодарного. 1824. Третьяковская галерея. Москва.
II
Боровико́вский
Лев Иванович [10(22).2.1806, с. Мелюшки Хоролского уезда Полтавской губернии, — 15(27).12.1889, там же], украинский поэт. Родился в дворянской семье. Учился в Харьковском университете (1826—30). Преподавал историю в гимназиях. Печататься начал в 1828. Выступил как автор песен, баллад, дум и басен. Баллада «Маруся» (1829) написана по мотивам «Светланы» В. А. Жуковского. Исторические события Б. освещал в духе идей официальной «народности». Стихи, включенные в сборник «Басни и прибаутки Левка Боровиковского» (1852), затрагивают этические и бытовые проблемы, реже касаются социальных вопросов. Б. собирал народные песни, пословицы, поверья. Работал над словарём украинского языка.
Соч.: Твори. [Предисл. С. Крижанiвського], К., 1957.
Лит.: Франко I., Твори в 20 тт., т. 17, К., 1955, с. 280—92; История украинской литературы, т. 1, К., 1954, с. 199-201.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978